№ 5-577/2019, судья Дубовицкий В.В. |
№ 12-184/2019 |
УИД 64MS0116-01-2019-000027-55 |
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2019 года город Саратов
Председатель Саратовского областного суда Телегин Ф.В.,
при помощнике судьи Демешкиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства Г.Г.В. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 19 августа 2019 года, вынесенное в отношении должностного лица Попова Сергея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 19 августа 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица Попова С.С. прекращено на основании пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Г.Г.В. просит отменить постановление судьи районного суда и вернуть дело на новое рассмотрение. Полагает, что должностным лицом Поповым С.С. совершено административное правонарушение, выразившееся в неисполнении в установленный срок законного предписания о принятии мер по расторжению договоров аренды лесных участков с открытым акционерным обществом «БАТ-СТФ» (далее – ОАО «БАТ-СТФ») и закрытым акционерным обществом «Тракт» (далее – ЗАО «Тракт»). Мотивируя доводы жалобы, выражает несогласие с ответом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на предписание по вопросу существенности нарушений арендаторов и наличии оснований для досрочного расторжения договоров, предусмотренных частью 2 статьи 24 и частью 8 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации. Ссылается на нарушения ОАО «БАТ-СТФ» проекта освоения лесов и непроведение ЗАО «Тракт» мероприятий по охране лесов от пожаров. Указывает на то, что Арбитражным судом Саратовской области рассматриваются исковые заявления Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, поданные 01 августа 2019 года о расторжении вышеуказанных договоров.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. От должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства Г.Г.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы Г.Г.В., прихожу к отсутствию оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Согласно положению о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденному приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 года № 203, в сфере лесных отношений Департамент осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений (подпункт 2 пункта 7).
Из материалов дела следует, что предписанием Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2017 года № 39/2017-вп Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области поручено в срок до 01 ноября 2018 года обеспечить расторжение договоров аренды лесных участков: от 10 августа 2009 года № 119/-Р, заключенного с ОАО «БАТ-СТФ», в связи с использованием лесного участка не в соответствии с проектом освоения лесов (на лесном участке возведены 5 объектов, не предусмотренных проектом освоения лесов, и 4 объекта некапитального строительства за пределами предоставленного лесного участка); от 23 сентября 2009 года № 54/Г, заключенного с ЗАО «Тракт», по причине того, что не установлены предусмотренные проектом освоения лесов противопожарные аншлаги, осуществлена вырубка деревьев, не предусмотренная лесной декларацией (л.д. 15,16).
02 ноября 2018 года Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области был дан ответ, в котором указывалось на невозможность исполнения предписания ввиду отсутствия существенных оснований для расторжения договоров аренды лесных участков. Сообщалось, что 25 декабря 2017 года постановлением государственного инспектора отдела федерального государственного лесного надзора и контроля за учетом древесины прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «БАТ-СТФ» в связи с отсутствием нарушений в виде возведения объектов не в соответствии с проектом освоения лесов и за пределами лесного участка; постановлением от 16 января 2018 года отказано в возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора АО (ранее – ЗАО) «Тракт» по сообщению о фактах совершения незаконной рубки лесных насаждений на арендованном лесном участке и растраты вверенного имущества на основании отсутствия составов преступлений (л.д. 21-24, 81, 197-200).
26 июня 2019 года по результатам проведенной проверки исполнения предписания от 29 декабря 2017 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства Г.Г.В. в отношении референта отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ранее – начальника отдела правовой работы) Попова С.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 4-8).
Согласно протоколу об административном правонарушении Попов С.С., находясь в должности начальника отдела правовой работы Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, 02 ноября 2018 года допустил неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства.
При этом, вынесенный Рослесхозом акт предписывал не устранить нарушения лесного законодательства, а исполнить конкретное требование о расторжении договоров аренды лесных участков, относящееся к сфере действия гражданско-правовых отношений.
В соответствии со статьей 659 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Согласно части 2 статьи 24 и части 8 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков может также выступать невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны лесов от пожаров.
Вместе с тем ни в протоколе об административном правонарушении, ни в других материалах дела не было представлено доказательств невыполнения арендаторами лесных участков лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны лесов от пожаров, не было приведено фактических данных, свидетельствующих о существенности нарушений договоров аренды. Кроме того доводы Попова С.С. о неустановлении фактов нарушения арендаторами уголовного законодательства и законодательства в сфере административных правонарушений, а также об отсутствии существенных оснований для расторжения договоров опровергнуты не были.
В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, доказательства по делу получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет допустимости и достоверности. Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.
С учетом анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава административного правонарушения и прекращении производства по делу на основании пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы Г.Г.В. о нарушении ОАО «БАТ-СТФ» проекта освоения лесов и непроведении ЗАО «Тракт» мероприятий по охране лесов от пожаров не подтверждаются материалами дела.
Пояснения о несогласии с ответом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на предписание по вопросу о существенности нарушений арендаторов и наличии оснований для досрочного расторжения договоров сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела и имеющихся в материалах доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены постановления судьи районного суда.
Доводы жалобы о принятии Арбитражным судом Саратовской области исковых заявлений Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о расторжении вышеуказанных договоров не являются основанием для отмены постановления судьи районного суда, так как не опровергают отсутствие в действиях должностного лица Попова С.С. состава вменяемого административного правонарушения по неисполнению в срок до 02 ноября 2018 года министерством предписания Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░