61RS0012-01-2022-007783-02
отметка об исполнении решения дело №2-654/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2023 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Цукановой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Коротковой С.А.
помощник судьи Кондратенко В.В.,
с участием старшего помощника прокурора г.Волгодонска Лихачевой И.А.,
представителя Администрации г.Волгодонска Иванищевой Т.Ю., действующего на основании доверенности от 22.12.2022,
представителя МУП МО «Город Волгодонск» «Водоканал» Владимировой Т.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Волгодонска к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал»; Администрации города Волгодонска, 3 лицо не заявляющее самостоятельных исковых требований Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об обязании привести участки трубопроводов – магистральной и напорной канализации в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волгодонска Ростовской области обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал»; Администрации города Волгодонска, 3 лицо не заявляющее самостоятельных исковых требований Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об обязании привести участки трубопроводов – магистральной и напорной канализации в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», указав, что прокуратурой города в феврале-марте 2022 года проведена проверка публикации Блокнот Волгодонска от 15.02.2022 «Более 200 миллионов рублей может обойтись ремонт трех новых аварийных участков коллектора в «новом городе», однако у Волгодонска нет денег даже при условии софинансирования». Согласно информации, представленной Администрацией г. Волгодонска и МУП «Водоканал», полученных в рамках проверки следует, что в капитальном ремонте нуждаются следующие объекты: - «Магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 973,04 м (участки от ГК20 до ГК39, от ГК38 до ГК36, протяженностью 731,87 м), проходящая по ул. Маршала Кошевого; - «Магистральная канализация от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 445,00 м, проходящая по ул. Ленинградская; - «Напорная канализация КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящая по пр. Мира. В связи с непринятием МУП «Водоканал» мер, направленных на приведение сетей водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Волгодонск» в надлежащее состояние прокуратурой города 02.03.2022 директору МУЛ «Водоканал» внесено представление. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены, по информации МУП «Водоканал» от 30.03.2022, специалистами МУП «Водоканал» подготавливается пакет документов для прохождения государственной экспертизы о достоверности стоимости на данные объекты. Окончательная стоимость работ по вышеуказанным объектам будет обозначена после прохождения экспертизы. Ответчиком по делу также является Администрация г. Волгодонска, так как МУП «Водоканал» создано на имущественном комплексе муниципального образования «Город Волгодонск», учредителем предприятия со 100% долей участия в уставном капитале является Администрация города Волгодонска. Имущественный комплекс передан учредителем МУП «Водоканал» в полное хозяйственное ведение. Сети водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории города внесены в реестр основных средств муниципального образования ««Город Волгодонск». Магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 973,04 м (участки от ГК20 до ГК39, от ГК38 до ГК36, протяженностью 731,87 м), проходящая по ул. Маршала Кошевого; Магистральная канализация от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 445,00 м, проходящая по ул. Ленинградская; Напорная канализация КНС-10; от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящая по пр. Мира являются одной из коммуникаций, которая представляет собой стратегическое значение для города Волгодонска. Согласно информации МУП «Водоканал» от 14.12.2022 меры, направленные приведение сетей водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Волгодонск» в надлежащее состояние в полном объеме не приняты, работы капитальному ремонту магистральной канализации от ГК20 до К62», протяженью 973,04 м (участки от ГК20 до ГК39, от ГК38 до ГК36, протяженностью 1,87 м), проходящей по ул. Маршала Кошевого; магистральной канализации от 140 до ПС 146», общей протяженностью 445,00 м, проходящей по ул. Ленинградская; напорной канализации КНС-10: от КНС-10 до ГК146, общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящей по пр. Мира выполнены частично: «Магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 48 м и 50, 29 проходящая по ул. Маршала Кошевого; «Магистральная канализация от ГК140 до ПС 146», протяженностью 32 м, проходящая по ул. Ленинградская.
Прокурор города Волгодонска со ссылкой на ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования
«Город Волгодонск» «Водоканал», Администрацию города Волгодонска привести участки трубопроводов - Магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 973,04 м (участки от ГК20 до ГК39, от ГК38 до ГК36, протяженностью 731,87 м, проходящая по ул. Маршала Кошевого; Магистральная канализация от ГК140 до ГК 146», общей протяженностью 445,00 м, проходящая по ул. Ленинградская; Напорная канализация КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящая по пр. Мира в соответствие с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнив следующие работы:
капитальный ремонт магистральной канализации от ГК20 да К62», протяженностью 874, 75 м, проходящей по ул. Маршала Кошевого;
капитальный ремонт магистральной канализации от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 413,00 м, проходящей по ул. Ленинградская;
капитальный ремонт напорной канализации КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящей по пр. Мира.
Позже Прокурор г.Волгодонска Ростовской области уточнил исковые требования указав, что согласно информации МУП «Водоканал» меры, направленные на приведение сетей водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Волгодонск» в надлежащее состояние в полном объеме не приняты, работы по капитальному ремонту магистральной канализации от ГК20 до К62», протяженностью 973,04 м (участки от ГК20 до ГК39, от ГК38 до ГК36, протяженностью 731,87 м), проходящей по ул. Маршала Кошевого; магистральной канализации от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 445,00 м, проходящей по ул. Ленинградская; напорной канализации КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящей по пр. Мира выполнены частично, а именно:
«Магистральная канализация от ГК20 до К62», проходящая по ул. Маршала Кошевого (М-26):
произведена замена участка трубопровода (капитальный ремонт) от ГК38 до ГК 39, протяженностью 60 п.м. в районе МКД № 40 по ул. Маршала Кошевого;
произведена замена участка трубопровода (капитальный ремонт) от ГК39 до ГК 40, протяженностью 48 п.м. в районе МКД № 40 по ул. Маршала Кошевого;
- произведена замена участка трубопровода (капитальный ремонт) от ГК48 ;
до ГК 49, протяженностью 50,29 п.м. в районе МКД № 24 по ул. Маршала
Кошевого.
«Магистральная канализация от ГК140 до ГК146», проходящая по ул.. Ленинградская (М-11):
- произведена замена участка трубопровода (капитальный ремонт) от ГК146
до ГК 146+32 м, протяженностью 32 м. в районе МКД № 19/71 по ул.
Ленинградской.
Прокурор Города Волгодонска согласно уточненных 13.03.2023 года исковых требований просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал», администрацию г. Волгодонска привести участки трубопроводов - магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 814,75 м., проходящая по ул. Маршала Кошевого (М-26); магистральная канализация от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 413,00 м, проходящая по ул. Ленинградская (М-11); напорная канализация КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящая по пр. Мира, в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу, выполнив следующие работы:
капитальный ремонт магистральной канализации от ГК20 до К62, протяженностью 814, 75 м, проходящей по ул. Маршала Кошевого (М26);
капитальный ремонт магистральной канализации от ГК140 до ПО 46," общей протяженностью 413,00 м, проходящей по ул. Ленинградская (М11);
капитальный ремонт напорной канализации КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящей по пр. Мира, д. 5.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Волгодонска Ростовской области Лихачева И.А. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации города Волгодонска Иванищева Т.Ю., действующая на основании доверенности от 22.12.2022 уточненные исковые требования Прокурора г. Волгодонска не признала, пояснив, что Постановлением Администрации г. Волгодонска от 22.12.2016 N 3140 "О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, статусом гарантирующей организации", муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Город Волгодонск" "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в муниципальном образовании "Город Волгодонск". Ресурсоснабжающая организация (МУП «Водоканал») является тарифообразующим предприятием, которой разработана и утверждена производственная программа, в которую включены мероприятия по текущему и капитальному ремонту участков сетей требующих ремонта. При этом утвержденная производственная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования. Более того само по себе наличие прорывов или засоров не влияет на установление тарифов согласно действующего законодательства или на предоставление услуги по водоотведению, а материалами дела подтверждается их устранение в установленные законом сроки, что также подтверждает отсутствие нарушения прав неопределенного круга лиц и добросовестное исполнение своих обязанностей Администрацией города Волгодонска. Услуги по водоотведению оказываются потребителям города Волгодонска в соответствии с нормами действующего законодательства, а их права не нарушены, оказание услуги не прерывалось на срок более 72 часов. В нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств, того, что деятельностью МУП «Водоканал», Администрации города Волгодонска причиняется, либо может привести к причинению в будущем вреда неопределенному кругу лиц, а также имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц истцом не представлены. Информационное письмо МУП «Водоканал» не может являться документом подтверждающим нарушение прав неопределенного круга лиц. Администрация города Волгодонска как исполнительно - распорядительный орган приняла все зависящие и возможные от нее меры по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, в пределах полномочий в том числе и определил гарантирующую организацию, в материалы дела не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц бездействием Администрации города Волгодонска. Прокурор при обращении в суд, каких-либо достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные участки канализационных коллекторов, находится в неисправном состоянии, не представил. Наличие какой либо степени износа сети не препятствует ее дальнейшей эксплуатации и не свидетельствует о ее неисправности. Более того согласно технических паспортов на спорные участки сети износ этих сетей до 53%, что не является критичным. Удовлетворение заявленных требований также ставит под угрозу финансовую состоятельность предприятия, создает предпосылки к непрогнозируемому изменению тарифов регулируемой организации в связи с несогласованным изменением производственной программы развития объектов централизованных систем водоотведения в границах муниципального образования и может привести к нивелированию смысла как бюджетного процесса, так и разработки и утверждения производственных программ предприятия, программ местного, региональною и федерального уровня по реализации проектов модернизации коммунальных систем, обеспечению качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства. Представитель Администрации г.Волгодонска Иванищева Т.Ю., действующая на основании доверенности от 22.12.2022 просила в удовлетворении исковых требований прокурора г. Волгодонска отказать в полном объеме.
Представитель МУП МО «Город Волгодонск» «Водоканал» Владимирова Т.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что МУП «Водоканал» не нарушает норм действующего законодательства, действует добросовестно и открыто в интересах жителей города Волгодонска. МУП «Водоканал» образовано в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и постановления Администрации (мэра) г. Волгодонска от 29.06.2001 № 1209 «О создании муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» (предприятие переименовано 22.11.2006). Имущество, используемое МУП «Водоканал» является муниципальной собственностью и передано предприятию на праве хозяйственного ведения. В своей деятельности МУП «Водоканал» руководствуется Уставом предприятия, утвержденным приказом Комитета по управлению имуществом города Волгодонска от 14.11.2016 № 321 «Об утверждении устава муниципального унитарного предприятия муниципального образования : «Город Волгодонск» «Водоканал» (в новой редакции)». Предприятие имеет целевую правосубъектность, а именно, предприятие создано и действует в целях обеспечения централизованного водоснабжения муниципального образования «Город Волгодонск», а также отвода и очистки сточных вод. МУП «Водоканал» является коммерческой организацией, но деятельность предприятия имеет строго целевой характер и направлена на решение вопросов местного значения - это, организация водоснабжения и водоотведения (п. 4 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления). Основанием принятия на баланс имущества, в том числе указанного в исковом заявлении, является акт приема-передачи основных средств. Объекты основных средств были приняты по состоянию на 01.02.2002. МУП «Водоканал» является тарифообразующим предприятием и все виды ремонтных работ включаются в производственную программу предприятия. Производственная программа предприятия направляется в Региональную службу по тарифам Ростовской области до первого мая года предшествующему реализации программы и утверждается до двадцатого декабря года предшествующему реализации программы. МУП «Водоканал» оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с нормами действующего законодательства, услуги оказываются качественно и в полном объеме. Не нарушая норм экологического Законодательства РФ. Согласно выписки из журнала диспетчерской службы за период с 2022 года и по настоящее время, зафиксировано три случая засора канализации в районе улица М.Кошевого, д. 24, д. 40, которые устранены силами МУП «Водоканал» в течение 7 часов и без отключения услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
В настоящее время силами МУП «Водоканал» выполнены следующие работы: «Магистральная канализация от ГК 20 до К62, протяженностью 973,04, проходящая по ул. Маршала Кошевого» - в марте 2022 отремонтирован участок от ГК38 до ГК39, протяженностью 60м, диаметром 400мм, в районе МКД №40 по ул. М.Кошевого;
в октябре 2022 отремонтирован участок от ГК39 до ГК40, протяженностью 48 м, диаметром 400мм, в районе МКД № 40 по ул.М.Кошевого;
в ноябре 2022 отремонтирован участок от ГК48 до ГК49, протяженностью 50,29, диаметром 400мм, в районе МКД № 24 по ул. М.Кошевого.
В мае 2022 на объекте «Магистральная канализация от ГК 140 до ГК 146, общей протяженностью 445,00 м, проходящая по ул. Ленинградская», произведен капитальный ремонт участка от ГК 146 до ГК 146+32м, протяженностью 32 м, диаметром 800мм, в районе МКД № 19/71 по ул. Ленинградской. Данные обстоятельства подтверждаются документами, подтверждающими факт проведения капитального ремонта.
Представитель МУП МО «Город Волгодонск» «Водоканал» Владимирова Т.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 г. просила суд в удовлетворении уточненных исковых требованиях прокурора города Волгодонска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в судебном заседании отсутствовал. О дате, времени и месте судебного заседания представитель 3 лица уведомлен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило. Суд руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителя 3 лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, дав оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Из указанного следует, что осуществление гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения должно исходить из принципов бесперебойного и качественного оказания соответствующих услуг.
Согласно Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных актов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и других отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Эксплуатация систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12Л 999 N 168) а также постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.6 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из
эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских
округов;
утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения
с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об
организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых
подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему
горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным
законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой
деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что МУП «Водоканал» образовано в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и постановления Администрации (мэра) г. Волгодонска от 29.06.2001 № 1209 «О создании муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» (предприятие переименовано 22.11.2006). В своей деятельности МУП «Водоканал» руководствуется Уставом предприятия, утвержденным приказом Комитета по управлению имуществом города Волгодонска от 14.11.2016 № 321 «Об утверждении устава муниципального унитарного предприятия муниципального образования : «Город Волгодонск» «Водоканал» (в новой редакции)».
Имущество, используемое МУП «Водоканал» является муниципальной собственностью и передано предприятию на праве хозяйственного ведения. Основанием принятия на баланс имущества, в том числе указанного в исковом заявлении, является акт приема-передачи основных средств. Объекты основных средств были приняты по состоянию на 01.02.2002.
Представитель МУП «Водоканал» не отрицал, что в его хозяйственном ведении находится следующие объекты: магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 814,75 м., проходящая по ул. Маршала Кошевого (М-26); магистральная канализация от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 413,00 м, проходящая по ул. Ленинградская (М-11); напорная канализация КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящая по пр. Мира
МУП «Водоканал» имеет целевую правосубъектность, а именно, предприятие создано и действует в целях обеспечения централизованного водоснабжения муниципального образования «Город Волгодонск», а также отвода и очистки сточных вод. МУП «Водоканал» является коммерческой организацией, но деятельность предприятия имеет строго целевой характер и направлена на решение вопросов местного значения - это, организация водоснабжения и водоотведения (п. 4 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления).
МУП «Водоканал» является тарифообразующим предприятием и все виды ремонтных работ включаются в производственную программу предприятия. Производственная программа предприятия направляется в Региональную службу по тарифам Ростовской области до первого мая года предшествующему реализации программы и утверждается до двадцатого декабря года предшествующему реализации программы
Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Федеральной службой по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э.
Необходимая валовая выручка определяется как сумма планируемых: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонту которые формируются в соответствии с правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641, которые определяют мероприятия подлежащие включению в производственную программу, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов; административных расходов; - сбытовых расходов; расходов на арендную плату; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов и другие расходы. Региональная служба по тарифам осуществляет оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области.
МУП «Водоканал» утверждает, что иных источников извлечения доходов, кроме получения оплаты от потребителей денежных средств за оказанные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, предприятие не имеет. Доказательств обратного суду не предоставлено.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города в феврале-марте 2022 года проведена проверка публикации (средство массовой информации) Блокнот Волгодонска от 15.02.2022 «Более 200 миллионов рублей может обойтись ремонт трех новых аварийных участков коллектора в «новом городе», однако у Волгодонска нет денег даже при условии софинансирования».
Согласно информации, представленной Администрацией г. Волгодонска и МУП «Водоканал», полученных в рамках проверки следует, что в капитальном ремонте нуждаются следующие объекты: - «Магистральная канализация от ГК20 до К62», протяженностью 973,04 м (участки от ГК20 до ГК39, от ГК38 до ГК36, протяженностью 731,87 м), проходящая по ул. Маршала Кошевого; - «Магистральная канализация от ГК140 до ГК146», общей протяженностью 445,00 м, проходящая по ул. Ленинградская; - «Напорная канализация КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящая по пр. Мира. (т.1 л.д. 8,12,14,15)
Допрошенный в судебном заседании директор МУП «Водоканал» Буланов С.А. пояснил, что после публикации в газете Блокнот Волгодонска им как директором были подписаны письма в прокуратуру от 30.03.2022 года и от 14.12.2022 года. Однако вопрос необходимости капитального ремонта сетей такой протяженности глубоко не изучался и не прорабатывался. Сети находятся в исправном рабочем состоянии. В настоящий момент все указанные прокурором в иске участки сети работают штатно, возникающие засоры устранятся в срок не боле 7 часов, оказание услуги по водоотведению не прерывается. Капитальный ремонт участков сети проводится по мере необходимости в плановом порядке после включения в производственную программу. При включении какого-либо участка в данную программу учитывают различные составляющие (количество аварий на данном участке, случае перерыва оказания услуги по водоотведению и др.), сам по себе процент износа сети не является определяющим фактором. При этом необходимо учитывать, что указанные в иске прокурором участки сети имеют значительную протяженность, работы необходимо производит открытым способом с разработкой грунта, трубопроводы расположены в зонах плотной городской застройки, трубопровод находится на значительной глубине (более 4 метров), над трубопроводом расположено большое количество элементов благоустройства, а также имеет место наличие многочисленных пересечений с инженерными сетями организаций и отельных абонентов. Необходимости в капитальном ремонте указанных участков сети в настоящий момент не имеется. МУП «Водоканал» производит замену отдельных участков в случае необходимости (при невозможности устранить засор в кратчайший срок). При этом все засоры связаны не с состоянием трубопровода, а с неправильной его эксплуатацией абонентами.
Допрошенный в судебном заседании главный инженер МУП «Водоканал» Лаптев И.А. пояснил, что все участки трубопровода указанные прокурором работают в штатном режиме, находится в технически исправном, рабочем состоянии, подпоров нет, свои функции выполняют в полном объеме. Специалисты МУП «Водоканал» проводят постоянный мониторинг состояния системы канализации, в том числе путем визуальных осмотров и в случае необходимости устраняют возникшие нарушения работы сетей водоотведения. За последнее время было несколько засоров, которые устранены в течении 7 часов обслуживание абонентов не прерывалось. В случае необходимости (когда засор не устраняется) МУП «Водоканал» своими силами и за счет собственных средств проводит замену участка трубопровода от колодца до колодца. При этом возникновение засоров связано с неправильной эксплуатацией из абонентами (попадание в сеть посторонних предметов). Иногда в случае необходимости производится капитальный ремонт самих колодцев, их замена. Вопрос одновременного капитального ремонта трубопроводов такой большой протяженностью не изучался и не прорабатывался, необходимость этого отсутствует. Возможно при подготовке ответа на представление прокуратуры произошло недопонимание в терминах, потому, что и отдельные работы на трубопроводе (такие как замены колодцев или небольшого участка) являются видами капитального ремонта.
Согласно техническим паспортам представленным в материалы дела на объекты, указанные в исковом заявлении максимальный процент износа составляет 53%. (т. 1 л.д. 64-92). В судебном заседании установлено, что обследование указанных в иске объектов, на предмет их технического состояния, не проводилось. Между тем, аварийность объектов, степень износа, определяются на основании заключения, оформляемого по итогам обследования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2)разрушения всего здания, сооружения или их части;
деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Таких обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено.
В судебном заседании, на основании представленных в материалы дела письменных доказательств установлено, что согласно выписки из журнала диспетчерской службы за период с 2022 года и по настоящее время, зафиксировано три случая засора канализации в районе улица М.Кошевого, д. 24, д. 40, которые устранены силами МУП «Водоканал» в течение 7 часов и без отключения услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
МУП «Водоканал» выполнены следующие работы: «Магистральная канализация от ГК 20 до К62, протяженностью 973,04, проходящая по ул. Маршала Кошевого» - в марте 2022 отремонтирован участок от ГК38 до ГК39, протяженностью 60 м, диаметром 400 мм, в районе МКД №40 по ул. М.Кошевого;
в октябре 2022 отремонтирован участок от ГК39 до ГК40, протяженностью 48 м, диаметром 400 мм, в районе МКД № 40 по ул.М.Кошевого;
в ноябре 2022 отремонтирован участок от ГК48 до ГК49, протяженностью 50,29, диаметром 400 мм, в районе МКД № 24 по ул. М.Кошевого.
В мае 2022 на объекте «Магистральная канализация от ГК 140 до ГК 146, общей протяженностью 445,00 м, проходящая по ул. Ленинградская», произведен капитальный ремонт участка от ГК 146 до ГК 146+32м, протяженностью 32 м, диаметром 800 мм, в районе МКД № 19/71 по ул. Ленинградской. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела : накладными, ведомостями, актами (т.1 л.д.107-129).
Общие требования к безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в части 2 статьи 5 которого безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований этого федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 этого закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружений в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического печения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством российской Федерации.
Допрошенный в судебном заседании главный инженер МУП «Водоканал» Лаптев И.А. пояснил, что работоспособность магистральной и напорной канализации (в том числе на участках указанных прокурором) поддерживается посредством технического обслуживания и подтверждается в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния регулярно, проводимых специалистами МУП «Водоканал».
В соответствии со статьей 1 пункт 14.3 Градостроительного Кодекса РФ капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не содержит в себе требований по проведению капитального ремонта сетей канализации при их определенной степени износа, либо истечении срока эксплуатации.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
При этом прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные права и обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Таким образом, в силу положений ст. 45 и ст. 56 ГПК РФ, прокурор обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
В качестве нормативного обоснования заявленных исковых требований прокурор города Волгодонска ссылался на Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и на Федеральный закон от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», однако, данные нормативные акты не содержат положений, предписывающих ресурсоснабжающей организации осуществлять замену эксплуатируемого имущества в зависимости от степени его физического износа либо истечения срока службы, предъявляя требования непосредственно к качеству оказываемых потребителям услуг и их результату, и не возлагают на ответчиков обязательств по замене имущества, используемого в производственной деятельности.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий - и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Указанная норма, также указана Прокурором в обоснование своих требований, однако данная норма противоречит требованиям прокурора, в обязании ответчиков произвести - капитальный ремонт, а не текущий ремонт указанных участков сети.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что необходимые ремонтные работы на указанных участках сети ведутся МУП «Водоканал».
В нарушение ст. 56 ГПК РФ прокурором не предоставлено суду доказательств того, что участки канализационного коллектора ( участок магистральной канализации от ГК20 до К62, протяженностью 814, 75 м, проходящей по ул. Маршала Кошевого (М26); участок магистральной канализации от ГК140 до ПО 146, общей протяженностью 413,00 м, проходящей по ул. Ленинградская (М11; участок напорной канализации КНС-10: от КНС-10 до ГК146», общей протяженностью 2154,53 м (в две нитки), проходящей по пр. Мира, д. 5) разрушены, а техническое состояние сооружения является опасным и представляет угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Также не представлены доказательств длительного неоказания услуги по водоотведению в связи с ненадлежащим техничским состоянием участков магистральной и напорной канализации.
Само по себе наличие какой либо степени износа сети не препятствует ее дальнейшей эксплуатации и не свидетельствует о ее неисправности.
Как установлено в судебном заседании и на момент подачи искового заявления и на момент рассмотрения дела в суде услуги по водоотведению оказываются МУП «Водоканал» потребителям в соответствии с нормами действующего законодательства, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При установленных судом обстоятельствах оснований для удовлетворения уточненных исковых требований прокурора города Волгодонска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» «░░░░░░░░░»; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 3 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░20 ░░ ░62, ░░░░░░░░░░░░░░ 814,75 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░.░░░░░░░░ (░-26); ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░140 ░░ ░░146, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 413 ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░ (░-11); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░-10 ░░ ░░░░-10 ░░ ░░146, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 2154,53 ░ (░ ░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.12.2009 ░░░░ № 384-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20.06.2023 ░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░