Решение по делу № 33-6461/2023 от 07.11.2023

Дело № 33-6461/2023; 2-293/2022

72RS0022-01-2022-000570-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определениЕ

г. Тюмень           06 декабря 2023 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кучинской Е.Н.,

при секретаре Деркач М.П.,

рассмотрев гражданское дело по представлению прокурора Уватского района на определение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 19 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Заявление представителя ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области Елизарова В.И. об отсрочке исполнения решения Уватского районного суда Тюменской области от 24.11.2022 по гражданскому делу №2-293/2022 удовлетворить.

Отсрочить исполнение решения Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года по гражданскому делу №2-293/2022 по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности организовать и выполнить мероприятия по обеспечению Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения до 31 декабря 2024 года»,

у с т а н о в и л:

24 ноября 2022 года Уватским районным судом Тюменской области принято решение по иску прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности организовать и выполнить мероприятия по обеспечению Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.

Требования удовлетворены частично, на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области возложена обязанность по выполнению на территории Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда мероприятия по обеспечению Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т.1, л.д.145-152).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 марта 2023 года решение оставлено без изменения (т.1, л.д.193-202).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 августа 2023 года решение и апелляционное определение оставлены без изменения (т.2, л.д.47-49).

07 сентября 2023 года администрация Уватского муниципального района Тюменской области в лице представителя Елизарова В.И. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2024 года, мотивируя тем, что в бюджете Уватского муниципального района отсутствуют денежные средства на единовременную реализацию мероприятий, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности Уватского муниципального района. В целях исполнения решения суда ответчиком предпринимались меры по запросу финансирования из областного бюджета для обеспечения территории сельского поселения требуемым количеством ИНППВ. Осуществление данных мероприятий производится поэтапно, в соответствии с доводимыми лимитами денежных средств по данному направлению (т.2, л.д.53-57).

Судом вынесено изложенное выше определение, с которым не согласен прокурор Уватского района, в представлении просит об отмене определения и сокращении срока отсрочки исполнения ответчиками судебного решения.

Указывает, что ответчиком не отражено, какие конкретно меры принимаются по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области. Отсутствие субсидирования для организации и выполнения мероприятий не исключает обязанности по обеспечению первичными мерами пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, с их финансовыми возможностями. Исключительных оснований для отсрочки исполнения судебного решения ответчиками не представлено.

На основании частей 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление рассмотрено судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

    Проверив законность вынесенного судом определения, изучив                 доводы представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании положений статьи 434 Гражданского процессуального               кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим                      дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.

Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

В силу частей 1 и 2 статьи 36, частей 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 18.04.2006 № 104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, закон предусматривает в качестве основания для отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда наличие существенных обстоятельств, которые делают невозможным его исполнение, носят действительно исключительный характер, и объективно являются серьезным препятствием к исполнению решения суда и совершению исполнительных действий, а также возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Предоставление отсрочки, рассрочки является исключительной мерой, которая должна применяться судом с соблюдением баланса интересов сторон.

Разрешая заявление о предоставлении отсрочки, суд руководствовался приведенными нормами и разъяснениями, и пришел к выводу, что предоставление отсрочки исполнения решения Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года до 31 декабря 2024 года будет обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.

Факт наличия оснований для предоставления отсрочки исполнения решения прокурором не оспаривается, в связи с чем выводы суда в этой части не являются предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.

Вместе с тем доводы представления, которые сводятся к несогласию с продолжительностью отсрочки, заслуживают внимание.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Тюменской области от 03 февраля 2023 №48-п до бюджета Уватского муниципального района из областного бюджета доведено 5999,7655 тыс. рублей на поддержание противопожарного водоснабжения в нормативном состоянии (т.2, л.д.58-59).

Распоряжением Администрации Уватского муниципального района от 09 февраля 2023 №0124-р указанные денежные средства направлены муниципальному казенному учреждению «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» для                     целей обеспечения территории сельских поселений ИНППВ (т.2, л.д.60-61).

С целью выполнения работ по устройству двух пожарных резервуаров (емкостей) для запаса воды объемом 50 м? в с.Алымка между Муниципальным казенным учреждением «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» и ИП Ахметовым Ж.С. 04 апреля 2023 заключен муниципальный контракт <.......> на сумму 4220105,38 рублей (т.2, л.д.62-73).

Со стороны подрядной организации работы выполнены, что подтверждается дополнительным соглашением о расторжении муниципального контракта (т.2, л.д.74).

29 марта 2023 Администрацией Уватского муниципального района направлено письмо 2697-И в адрес Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области о выделении денежных средств на полное обеспечение в населенных пунктах: п.Туртас, п.Першино, с.Демьянское ИНППВ для целей пожаротушения, соответствующими требованиям действующего законодательства (т.2, л.д.96-97).

27 июля 2023 Администрацией Уватского муниципального района в адрес Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области направлено письмо №6630-И о том, что для обеспечения требований пожарной безопасности для населенных пунктов в Уватском районе необходимо построить 92 пожарных гидрантов и 26 пожарных водоема. Исходя из стоимости установки: 1-го пожарного гидранта (250 тыс.руб.); 1-го пожарного водоема (2300 тыс.руб.). Ориентировочные затраты на обустройство ИНППВ составят 82300 рублей (т.2, л.д.98-99).

Постановлением Правительства Тюменской области от 28 июля 2023 №487-п до бюджета Уватского муниципального района из областного бюджета доведено 6499,43818 тыс. рублей на поддержание противопожарного водоснабжения в нормативном состоянии (т.2, л.д.100-101).

Распоряжением Администрации Уватского муниципального района от 08 августа 2023 №0857-р указанные денежные средства направлены муниципальному казенному учреждению «Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района» для                   целей обеспечения территории сельских поселений ИНППВ (т.2, л.д.102-          103).

В настоящее время объявлен и проводится электронный аукцион по определению подрядной организации на выполнение работ по обустройству пожарных резервуаров (емкостей) для запаса воды объемом 50 м? (2 в с.Алымка и 1 в п.Першино Уватского района) (т.2, л.д.104-108).

Таким образом, со стороны заявителя принимаются меры для исполнения решения суда.

При этом учитывая, что согласно постановлению Правительства Тюменской области от 24 марта 2023 №146-п «Об утверждении Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области, и Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в Тюменской области, о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» с.Красный Яр, д.Малый Нарыс, д.Сафьянка, д.Сергеевка отнесены к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области, суд апелляционной инстанции полагает, что предоставление отсрочки исполнения решения Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года до 31 декабря 2024 года позволит избежать органу местного самоуправления своевременного принятия необходимых мер для тушения пожара в случае его возникновения.

При таких обстоятельствах определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

С учетом того, что начало пожароопасного периода в Тюменской области приходится на конец апреля, представляется возможным предоставление заявителю отсрочки исполнения решения суда до 01 мая 2024 года.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

определение Уватского районного суда Тюменской области от 19 сентября 2023 года отменить и разрешить вопрос по существу.

Заявление Администрации Уватского муниципального района Тюменской области об отсрочке исполнения решения Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года по гражданскому делу №2-293/2022 удовлетворить частично.

Отсрочить исполнение решения Уватского районного суда Тюменской области от 24 ноября 2022 года по гражданскому делу №2-293/2022 по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности организовать и выполнить мероприятия по обеспечению Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения до 01 мая 2024 года.

Председательствующий:                     Кучинская Е.Н.

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 декабря 2023 года.

33-6461/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шмыков А.В.
Ответчики
Администрация Красноярского сельского поселения
Другие
Администрация Уватского муниципального района Тюменской области
ОНД и ПР Уватский УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
07.11.2023Передача дела судье
06.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Передано в экспедицию
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее