Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 октября 2024 г.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права собственности на гараж,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, просит признать право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК «Тормоз» № по <адрес>, мотивируя свои требования тем, что в 1994 г. построил гараж в соответствии с постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гаражно-строительному кооперативу «Тормоз» земельного участка по строительство гаражей-стоянок боксового типа по <адрес>» на праве бессрочного пользования. Были проведены кадастровые работы, подготовлен технический план здания для постановки гаража на государственный кадастровый учет. Построенный гараж соответствует обязательным правилам и нормативам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается соответствующим заключением. План границ земельного участка был согласован Комитетом архитектуры, развития и реконструкции. Однако зарегистрировать право собственности истец не может, так как ГСК «Тормоз» прекратил свою деятельность.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направил в суд представителя по доверенности ФИО3, который поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации <адрес>, Комитета архитектуры и градостроительства ФИО4 в судебном заседании возражала против исковых требований, поскольку разрешение на строительство объекта капитального строительства истцом не получено, относительно расположения гаража в пределах выделенного земельного участка не возражала.
Представитель третьего лица Комитета земельных отношений администрации <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном ходатайстве возражала против удовлетворения исковых требований ввиду того что, невозможно представить информацию о нахождении спорного гаража в границах ГСК «Тормоз».
Представитель третьего лица Министерства архитектуры и градостроительства <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки не известны.
Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Частью 2 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Абзацем 4 п. 2 ст. 222 ГК РФ установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Как разъяснено в п. 25, 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Из приведенных выше положений норм закона и разъяснений в их взаимосвязи следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом как с соблюдением требований о получении необходимых в силу закона согласований, разрешений на ее строительство, так и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения градостроительных и строительных норм и правил при ее возведении и возможности нарушения прав и охраняемых законом интересы других лиц, в частности прав смежных землепользователей, правил землепользования и застройки и т.д.
Решением горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № гаражно-строительному кооперативу «Тормоз» предварительно согласовано место расположения и примерные размеры земельного участка площадью 1,9 га под проектирование гаражей-стоянок боксового типа по <адрес> за счет земель, подлежащих застройке.
Согласно постановлению Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ГСК «Тормоз» предоставлен земельный участок площадью 1,9 га под строительство гаражей-стоянок боксового типа за счет земель, подлежащих застройке по <адрес>.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГСК «Тормоз» предоставлен дополнительный земельный участок под проектирование и строительство гаражей боксового типа по <адрес> в аренду сроком на 2 года.
Спорный гараж был построен истцом на земельном участке, отведенном ГСК «Тормоз», что подтверждается планом границ земельного участка под спорным гаражом. Пай в виде индивидуального строительства выплачен полностью, задолженность по членским взносам отсутствует, что подтверждается справкой председателя ГСК «Тормоз» ФИО6
Кроме того, суд принимает во внимание техническое заключение, выполненное ОАО «Тамбовкоммунпроект» в соответствии с выводами которого конструктивные и объемно-планировочные решения гаража с погребом соответствуют строительным, противопожарным и санитарным нормам технического регламента, дальнейшая эксплуатация гаража возможна.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» гараж соответствует новой редакции СанПиН 2.2.1./2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что строительство гаража допускается на земельном участке, на котором возведена постройка, доказательств тому, что постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан суду не представлено. Отсутствие споров по поводу пользования спорным объектом недвижимости и претензий со стороны контролирующих органов свидетельствует о том, что строение гаража не нарушает ничьих прав и законных интересов. На основании вышеизложенного, суд полагает возможным признать за истцом право собственности на гараж.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на гараж, площадью 24,3 кв.м., местоположение: <адрес>, ГСК «Тормоз» №.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном порядке и не заменяет документов, выдаваемых уполномоченным органом.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через суд первой инстанции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.С. Тройнова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.С. Тройнова