Дело №2а-219/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2021 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в лице председательствующего-судьи Осипова А.А.,
с участием:
представителя административных истцов Клименко В.В.,
представителя административного ответчика Шупляковой М.М.,
при секретаре Костиковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Астапенковой Т.В. и Ольховиковой Е.В. о признании незаконным отказа Администрации г. Смоленска в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, о понуждении Администрации г. Смоленска к утверждению схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом,
У С Т А Н О В И Л:
Астапенкова Т.В. и Ольховикова Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о понуждении Администрации г. Смоленска к утверждению схемы расположения земельного участка под многоквартирном домом, находящимся по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, <адрес>, д. 52, на кадастровом плане территории.
При этом они сослались на то, что они являются собственниками расположенных в данном многоквартирном доме квартиры №2 и квартиры №1 соответственно. 13 октября 2020 года они обратились к административному ответчику с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, подготовленной ООО «Геомир», однако получили отказ.
Данный отказ является незаконным. Данный земельный участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, жильцы дома фактически используют этот земельный участок (л.д. 2-3).
Затем административные истцы в рамках данного административного дела дополнительно заявили требование о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленного письмом от 21.10.2020, исх. №10/2061, незаконным (л.д. 40-42).
В судебном заседании представитель не явившихся в суд административных истцов Клименко В.В. административный иск поддержал, вышеприведенные доводы подтвердил.
Представитель административного ответчика Шуплякова М.М. административный иск не признала.
При этом она поддержала доводы, содержащиеся в ранее представленном суду отзыве на административный иск в письменной форме, в котором, подтвердив, что дом, в котором проживают административные истцы, имеет статус многоквартирного дома, представитель Администрации г. Смоленска сослалась на следующие обстоятельства. Отсутствует проект планировки и межевания территории, на которой расположен этот дом, представленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям, предъявляемым к земельным участкам для многоквартирных домов, регламентом территориальной зоны Ж4 размещение многоквартирных домов не предусмотрено, имеет место изломанность границ образуемого земельного участка, данный земельный участок, с учетом внесенных изменений в генеральный план города, попадает в зону транспортной инфраструктуры - частично захватывает дорогу (л.д. 50-56).
Заслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме №52 по <адрес> г. Смоленска, а именно Астапенкова Т.В. - собственником квартиры №2, Ольховикова Е.В. - собственником квартиры №1, что усматривается из выписок из ЕГРН (л.д. 20-23), а также признано представителем административного ответчика.
Из объяснений представителей сторон, письменных материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом, не сформирован, его границы в соответствии с действующим законодательством не установлены.
13 октября 2020 года Астапенкова Т.В. и Ольховикова Е.В. обратились к административному ответчику с письменным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под указанным многоквартирным домом, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную ООО «Геомир», однако Администрация г. Смоленска в удовлетворении этого заявления отказала, изложив отказ в письме от 21.10.2020, №10/2061-исх.
В данном письме указываются следующие фактические основания для отказа в удовлетворении заявления административных истцов. Отсутствие проекта планировки и межевания территории и то, что законодателем сроки разработки этой документации не установлены. Представленная административным истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, предъявляемым к земельным участкам под многоквартирные дома, а именно - указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4, регламентом которой размещение многоквартирных домов не предусмотрено. Представленная схема приводит к изломанности границ. Согласно разрабатываемым документам по внесению изменений в генеральный план города Смоленска и Правил землепользования и застройки города Смоленска испрашиваемый земельный участок частично попадает в зону транспортной инфраструктуры (л.д. 8-11, 57-66).
Оценивая законность такого решения административного ответчика, суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10. ЗК РФ).
Согласно пункту 16 статьи 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Пунктом 12 статьи 11.10. ЗК РФ предусмотрено, что требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования).
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в частности, материалы и сведения правил землепользования и застройки.
При разрешении данного административного спора следует учитывать следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме того в части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 года №12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме, а в Вводном законе - специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Согласно части 2 статьи 16 Вводного закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Вводного закона).
При этом частью 4 статьи 16 Вводного закона установлено, что образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Следовательно, административные истцы вправе требовать формирования земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом либо утверждения схемы его расположения в случае, если за свой счет обеспечил ее подготовку.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11^3 ЗК РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе. Администрация г. Смоленска обязана была инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае, если собственник помещения в многоквартирном доме обеспечил подготовку схемы расположения такого участка, - утвердить ее.
Отказ административного ответчика нарушает права административных истцов как собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, а посему его нельзя признать правомерным, т.е. требование административных истцов подлежит удовлетворению.
Кроме того при разрешении данного спора судом учитывается заключение судебной землеустроительной экспертизы, согласно выводам которой границы земельного участка, сведения о которых содержатся в подготовленной административными истцами схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствуют требованиям действующих норм и правил, предъявляемым к земельным участкам под многоквартирными домами. Сформированные границы земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом являются наиболее рациональными для использования территории, расположенной вокруг данного дома, относительно сложившейся застройки и местоположения существующих проездов, не создают разрывов, чересполосиц, невостребованных и невозможных к использованию земель.
В экспертном заключении также отмечается, что отраженные в представленной административными истцами схеме границы земельного участка под многоквартирным домом соответствуют фактическому использованию земельного участка, существующему на местности продолжительное время (более 15 лет), а многоквартирный дом введен в эксплуатацию до введения в действие нормативных документов, определяющих требования в таким объектам (л.д. 117-154).
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности экспертного заключения.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Т. подтвердил вышеизложенные выводы. Из его показаний, как и из вышеуказанного заключения, никак не следует, что формирование земельного участка по предложенному административными истцами варианту приведет к изломанности границ, к наложению участка на элементы транспортной инфраструктуры.
Из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
К тому же необходимо принимать во внимание, что из вышеуказанного экспертного заключения и показаний эксперта Т. следует, что дом №52 по <адрес> г. Смоленска расположен в границах градостроительной зоны Ж4 - зоны застройки жилыми домами смешанной этажности, где основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным, условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, Ж3 и Ж2. Причем зона Ж2 в перечне основных видов использования имеет разрешенный вид использования под многоквартирные жилые дома (до 4 этажей включительно), что согласуется с фактической преимущественной застройкой квартала, где расположен вышеуказанный многоквартирный дом.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ административный ответчик должен возместить административным истцам судебные расходы, в том числе Астапенковой Т.В. в размере 27300 руб. (27000 руб. - оплата услуг эксперта и 300 руб. - госпошлина, л.д. 3б, 167-168), Ольховиковой Е.В. - 300 руб. (госпошлина - л.д. 3а).
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь статьями 175, 177, 178, 179, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Астапенковой Т.В. и Ольховиковой Е.В. удовлетворить и:
-признать незаконным отказ Администрации г. Смоленска в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом №52 по <адрес> г. Смоленска;
- обязать Администрацию г. Смоленска утвердить схему расположения земельного участка площадью 1940 кв.м., расположенного под многоквартирным домом №52 по <адрес> г. Смоленска.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в возмещение судебных расходов:
- в пользу Астапенковой Т.В. 27300 руб.;
- в пользу Ольховиковой Е.В. 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через районный суд в течение месяца.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ