ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0030-01-2023-000458-83)
от 15 ноября 2023 года по делу № 33-12525/2023
судья Захаров Р.П. г.Волгоград
15 ноября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.
судей Колгановой В.М. и Марчукова А.В.
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-320/2023 по иску Мартиросян Лауры Воскановны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в зачете в страховой стаж периодов работы и отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 1 августа 2023 года, которым удовлетворены исковые требования.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Мартиросян Л.В. обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в зачете в страховой стаж периодов работы и отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что 15.08.2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 23.05.2023 года № 211549/23 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого 13-летнего стажа. По мнению ответчика, страховой стаж истца составляет 10 лет 00 месяцев 21 день. В страховой стаж истца не были включены периоды работы в Совхозе Гандзакара, Иджеванского района, Республики Армения. в качестве рабочего с 14.03.1958 года по 03.06.1958 года, с 05.12.1958 года по 09.1960 года, с 05.03.1962 года по 26.02.1964 года, с 28.08.1965 года по 06.10.1972 года, с 08.04.1974 года по 28.02.1985 года (всего 21 год 11 месяцев 17 дней).
Причиной незачета в страховой стаж указанных периодов являлось нарушение работодателем сроков заполнения трудовой книжки, отсутствие в записи об увольнении ссылки на статью и пункт закона, отсутствие подписи владельца трудовой книжки на титульном листе, печать частично читаема.
Истец полагал, что вынесенное решения является незаконным.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области от 23.05.2023 года № 211549/23 в части отказа зачесть в страховой стаж Мартиросян Л.В. периоды работы в совхозе Гандзакара, Иджеванского района, Республики Армения в качестве рабочего с 14.03.1958 года по 03.06.1958 года, с 05.12.1958 года по 03.09.1960 года, с 05.03.1962 года по 26.02.1964 года, с 28.08.1965 года по 06.10.1972 года, с 08.04.1974 года по 28.02.1985 года, а также в части отказа в назначении страховой пенсии по старости с 18.05.2023 года; - обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в страховой стаж Мартиросян Лауры Воскановны периоды работы в совхозе Гандзакара, Иджеванского района, Республики Армения в качестве рабочего с 14.03.1958 года по 03.06.1958 года, с 05.12.1958 года по 03.09.1960 года, с 05.03.1962 года по 26.02.1964 года, с 28.08.1965 года по 06.10.1972 года, с 08.04.1974 года по 28.02.1985 года, а также назначить страховую пенсию по старости с 18.05.2023 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины, достигшие 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Поскольку Закон № 400-ФЗ вступил в действие с 01 января 2015 года, то при его реализации предусмотрен переходный период (ст. 35 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим ФЗ, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ.
Исходя из положений абз. 7 и 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», если лицо, не имеющее гражданства РФ переселяются на постоянное место жительства в РФ ни в рамках международных договоров РФ о регулировании процесса переселения о защите прав переселенцев, ни в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом президента РФ от 22.06.2006 года № 637, документом, подтверждающим признание его лицом, переселившимся на постоянное место жительства в РФ, может являться вид на жительство.
Следует отметить, что в названном законе закреплено понятие «вид на жительство» - это документ, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Получение иностранными гражданами и лицами без гражданства в установленном порядке вида на жительство признается обязательным условием для установления факта их постоянного проживания на территории РФ и приобретения права на пенсионное обеспечение по законодательству РФ.
Таким образом, в отношении трудящихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства датой переселения следует считать дату выдачи вида на жительство. Иностранный гражданин при наличии вида на жительство приобретает статус постоянно проживающего на территории РФ, то есть одно из условий для назначения пенсии на территории РФ выполняется.
То есть, женщинам 1939 года рождения страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона №400-ФЗ может быть установлена при достижении возраста 55 лет при выполнении условий, предусмотренных Законом № 400-ФЗ (наличие не менее 13 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4 (в 2022 году – год переселения).
В соответствии со ст.22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7,8 ст. 21 Закона № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснения какие документы он должен представить дополнительно. Гражданин имеет право представить недостающие документы, не позднее, чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориальным органом Пенсионного фонда.
Для назначения пенсии по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ, перечнем документов, необходимых для установления пенсии, утверждённым Приказом Минтруда России от 04.08.2021 года № 538н., административным регламентом от 23.01.2019 года № 16п, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости, должны быть приложены документы, в частности о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Действующим законодательством обязанность по представлению документов о стаже и заработной плате необходимых для назначения пенсии возложена на заявителя (п.22 административного регламента №46п, ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Пунктом 3 статьи 2 Закона №400-ФЗ установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные указанным ФЗ применяются правила международного договора.
С 01.01.2021 года вступило в силу Соглашение ЕАЭС, членами которого, в том числе являются Республика Армения и Российская Федерация.
Согласно положениям ст. 7 Соглашения ЕАЭС право на пенсию в связи с работой по определенной специальности на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях предоставляется за стаж работы по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях, приобретенный на территории РФ. Аналогичный стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов, учитывается как стаж работы на общих основаниях.
При этом, ст. 12 Соглашения ЕАЭС предусмотрены переходные положения, согласно которым: за стаж работы, приобретенный после вступления в силу Соглашения ЕАЭС, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.; за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением СНГ.
Согласно сформированного с учетом мнения Минтруда России подхода о применении переходных положений ст. 12 Соглашения ЕАЭС за стаж работы на территории бывшей Армянской ССР и Республики Армения до 01.01.2021 года и в случае постоянного проживания трудящегося в РФ назначает и выплачивает пенсию РФ в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Законом №400-ФЗ.
Статьей 6 Соглашения от 13.03.1992 года предусмотрено, что для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства участника данного Соглашения, а также на территории бывшего СССР. Кроме того, исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом, пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин (ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 года).
Реализация Соглашения ЕАЭС осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия, определяющим правила сотрудничества между компетентными органами государств-членов.
В целях реализации прав трудящихся компетентные органы государств-членов обеспечивают взаимодействие, осуществляют обмен соответствующими формулярами согласно приложениям к названному Порядку, в том числе для подтверждения стажа работы на территории другого государства-члена после 13 марта 1992 года и при необходимости представления дополнительных документов и формуляров, подтверждающих стаж до 13.03.1992 года (п.9 и п. 10 Порядка взаимодействия).
Судом первой инстанции было установлено, что истец Мартиросян Л.В. обратилась в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Волгоградской области (Новоаннинский район) № 211549/23 от 23.05.2023 года Мартиросян Л.В. было отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа в 13 лет, требуемого для назначения пенсии в 2022 году.
Общая продолжительность стажа истца у истца составила на момент подачи заявления об установлении пенсии 10 лет 00 месяцев 01 день, величина индивидуального пенсионного коэффициента превышает необходимую.
При этом ответчик при исчислении продолжительности страхового стажа не учел оспариваемые периоды трудовой деятельности истца в совхозе Гандзакара Иджеванского района Республики Армения в качестве рабочего с 14.03.1958 года по 28.02.1985 года, т.к. трудовая книжка истца, представленная истцом в подтверждение страхового стажа, заполнена с нарушением требований п.2.2 и п.2.25 Интрукции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруд СССР от 20.06.1974 года № 16. В представленной трудовой книжке на титульном листе не указана дата рождения истца, а также отсутствует подпись владельца трудовой книжки, спорный период о работе истца приходится ранее даты заполнения трудовой книжки, запись об увольнении не соответствует требованиям действующего законодательства.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований истца, суд исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца. Судом обоснованно было указано на то, что нарушение правил оформления трудовых книжек не зависит от воли истца и не является его виной в неправильном оформлении правоустанавливающего документа, в связи с чем не может являться основанием для отказа во включении в стаж указанных спорных периодов, т.к. неправильное оформление работодателем трудовой книжки работника не должно нарушать прав работника, в данном случае истца, на пенсионное обеспечение.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.
В силу ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета возложена на страхователя (работодателя), неисполнение работодателем указанной обязанности не может ограничивать право работника на пенсионное обеспечение.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из разъяснений, данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (аналогичное правило предусмотрено в п. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю, это Конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогических работников.
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 года № 310-0, в силу ст.4 и ст.15 Конституции РФ, правоприменитель обязан руководствоваться принципом Верховенства Конституции РФ, и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить Федеральным законам.
Поскольку судом первой инстанции было правильно установлено, что истцом ответчику были представлены допустимые доказательства, подтверждающие осуществление трудовой деятельности в спорный период, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционный жалобы не усматривает.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда первой инстанции не имелось, т.к. в материалах дела отсутствует информация компетентного органа о сроках прекращения выплаты пенсии Мартиросян Л.В. на территории Республики Армения убедительными к отмене решения суда не являются, поскольку в судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что в настоящее такая информация имеется, из которого следует, что выплата пенсии истцу прекращена с сентября 2022 года.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-
░░░░░-