Дело № 12-138/2023
РЕШЕНИЕ
9 октября 2023 года п. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Федотов Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Котлова С.А. на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Истоминой В.А. о назначении административного наказания от 1 сентября 2023 года ...-АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Истоминой В.А. от 1 сентября 2023 года ... администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава Администрации просит его отменить, прекратить дело за отсутствием события административного правонарушения ввиду отсутствия доказательств противоправного бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, указывает на нарушения требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, выразившиеся в не указании даты и места совершения правонарушения в протоколе от 22 августа 2023 года ..., вынесение обжалуемого постановления без учета предоставленных в ОСП по Устьянскому району 30 августа 2023 года возражений на протокол, а также неверное указание в постановлении срока, в который требование исполнительного документа добровольно не исполнено.
В судебном заседании защитник Администрации Кузнецова Е.В. доводы жалобы поддержала.
Заслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Устьянского районного суда Архангельской области от 13 декабря 2021 года, вступившим в законную силу 14 января 2022 года, на администрацию Устьянского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома) по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта - поселка ..., за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Во исполнение указанного решения 14 января 2022 года выдан исполнительный лист серии ФС ....
15 марта 2022 года на основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство ....
29 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации в связи с неисполнением решения суда в установленный законом для добровольного исполнения срок вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 августа 2022 года.
6 марта 2023 года постановлением судебного пристава-исполнителя на основании определения Устьянского районного суда Архангельской области от 1 февраля 2023 года по исполнительному производству ... произведена замена должника администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Архангельской области её правопреемником - администрацией Устьянского муниципального округа Архангельской области, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 июля 2023 года (должник извещен 7 марта 2023 года).
В установленный срок требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законом – ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 2 ст. 13 ГПК РФ – установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным к исполнению для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1
ст. 6 Закона № 229-ФЗ).
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Закона № 229-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 118-ФЗ).
Решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 декабря 2021 года вступило в законную силу. В требовании судебного пристава-исполнителя установлен срок его исполнения до 31 июля 2023 года.
Администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области, как орган местного самоуправления, обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение, однако на протяжении длительного времени уклоняется от его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Поэтому содеянное Администрацией правильно квалифицировано должностным лицом по указанному составу административного правонарушения.
Сделанные в обжалуемом постановлении выводы полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о принятии Администрацией всех необходимых мер для исполнения решения суда, являются несостоятельными и об отсутствии вины не свидетельствуют.
Российская Федерация – социальное государство, в котором, согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, необоснованно длительная задержка исполнения вступившего в силу решения может рассматриваться как нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом отсутствие денежных средств и иных ресурсов не может являться оправданием неисполнения судебного решения.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий государственных органов, которые, по мнению должников, не оказали бюджетам муниципальных образований достаточную финансовую помощь для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.
При рассмотрении дела установлено и должником не оспаривается, что исполнительный документ не исполнен по настоящее время.
Согласно представленным сведениям, на отдел опеки и попечительства Администрации возложены функции по осуществлению государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.п. 2-4 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года № 1-пп (далее – Порядок), финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству.
На основании п. 13 Порядка при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.
Обращения главы Администрации от 28 апреля 2021 года, 11 февраля 2022 года, 30 января, 2 февраля и 13 апреля 2023 года к министру образования Архангельской области не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 13 Порядка, предложения о дополнительном финансировании и не содержат сведений о необходимости исполнения решения суда по делу ФИО1
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года
№ 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на использование субвенции местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, предусмотренной статьей 47 настоящего закона, на возмещение стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
Подтверждений тому, что Администрацией принимались такие меры в целях исполнения решения суда по делу ФИО1, судье не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения вынесено в 2021 году и не исполняется в течение длительного периода времени.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией всех зависящих от нее мер для исполнения решения суда о предоставлении жилья, входящей в категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также доказательства объективной невозможности принятия мер, направленных на его исполнение, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие администрации округа в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, не свидетельствуют об отсутствии вины администрации в совершении инкриминируемого правонарушения.
Должником не доказано, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
При объективной невозможности исполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не был лишен права своевременно обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя.
Объявление в 2021, 2022 годах аукционов в электронной форме на приобретение квартир, подготовка план-графика закупок по приобретению жилых помещений не свидетельствует о принятии достаточных и действенных мер, направленных на исполнение решения Устьянского районного суда от 13 декабря 2021 года и об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Довод о выделении в период с 2021-2022 годы денежных средств, за счет которых было исполнено несколько судебных решений, правового значения не имеет и не свидетельствуют о том, что администрацией Устьянского муниципального округа приняты все зависящие от нее меры для исполнения конкретного решения суда, в рассматриваемом случае решения Устьянского районного суда Архангельской области от 13 декабря 2021 года.
Такие обстоятельства как недостаточность финансирования и отсутствие на территории муниципального образования свободных жилых помещений, подлежащих распределению по договорам специализированного найма, не освобождают администрацию Устьянского муниципального округа от ответственности в случае совершения действий, которые не привели к исполнению судебного решения.
Ссылка на нахождение ФИО1 в списке нуждающихся в жилом помещении под номером 3 находящихся на исполнении судебных решений также не свидетельствует об отсутствии в действиях администрации события (состава) административного правонарушения, при этом федеральное законодательство и иные нормативно-правовые акты Архангельской области не устанавливают очередность для реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден, существенных (фундаментальных) нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в минимальном размере, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Срок давности привлечения должника к административной ответственности на дату вынесения постановления о назначении административного наказания не истёк.
Ошибочное указание в описательно-мотивировочной части постановления от 1 сентября 2023 года о невыполнении требований исполнительного документа до 24 июля 2023 года, а также ссылка на неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, является явной опиской, которая может быть устранена должностным лицом, вынесшим данное постановление, в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП РФ, и не свидетельствует о переквалификации действий юридического лица, основанием для отмены данного постановления не является.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Истоминой В.А. от 1 сентября 2023 г. ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Устьянского муниципального округа оставить без изменения, жалобу администрации Устьянского муниципального округа - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Устьянский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.Р. Федотов