№ 88а-17351/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чирковой Т.Н.,
судей Тетюева С.В., Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермаковой Елены Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года, вынесенное по административному делу № 2а-1166/2020 по административному исковому заявлению Ермаковой Елены Михайловны к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В. об отсутствии оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 24 октября 2019 года № 991-260-01-06 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы».
Постановлением администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26 июня 2020 года № 638-260-01-06 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы», утвержденную постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 24.10.2019 № 991-260-01-06» указанная программа изложена в новой редакции, в том числе установлена дата окончания переселения многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты> декабря 2022 года.
Указанный правовой акт опубликован в газете «Иньвенский край» № 27 (917) от 02 июля 2020 года, а также в сетевом издании http://иньвенскийкрай.рф.
Ермакова Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26 июня 2020 года.
В обоснование административных исковых требований указано, что многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты> был признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В настоящее время дом находится на грани разрушения, три квартиры из восьми являются нежилыми, система отопления и электропроводка пришли в негодность, полы и стены перекошены, крыша течет, в некоторых оконных блоках отсутствует остекление. Вместе с тем постановлением администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26 июня 2020 года № 638-260-01-06 срок расселения многоквартирного дома перенесен на 1-2 года. Перенос сроков расселения дома ставит под угрозу жизнь жильцов.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 марта 2021 года, административному истцу отказано в удовлетворении требований.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 24 марта 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение. Постановление администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26 июня 2020 года № 638-260-01-06 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 года», утвержденную Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 24 октября 2019 года № 991-260-01-06» в части установления даты окончания переселения многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты>, - 31 декабря 2022 года признано недействующим со дня его принятия.
В кассационной жалобе, поданной 24 сентября 2021 года, административный истец Ермакова Е.М. просила апелляционное определение в части неудовлетворенных требований отменить, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. По ее мнению, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы истца не только в части сроков расселения из аварийного дома, но и в связи с тем, что переселение из аварийного жилья производится в дома с печным отоплением, с водой из колодца. Объем финансирования мероприятий по расселению исходя из расчета стоимости одного квадратного метра по Кудымкарскому району является недостаточным, поскольку произведен из расчета стоимости неблагоустроенных жилых помещений (с печным отоплением). Пункт 6 оспариваемого постановления нарушает нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, так как жилое помещение с печным отоплением и водой из колодца не является благоустроенным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному административному делу отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Как установлено судами и следует из собранных по делу доказательств, Ермаковой Е.М. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира площадью 36,8 кв.м по адресу: с. Белоево Кудымкарского муниципального района Пермского края, ул. Пионерская, 4-6 (доля в праве 1/2) (л.д. 56).
Постановлением администрации Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края от 30 декабря 2015 года № 311 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы (далее – региональная адресная программа).
В приложении № 2 к указанной региональной программе «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года» под № 903 указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2021 года.
Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 24 октября 2019 года № 991-260-01-06 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» (далее – муниципальная адресная программа). Муниципальной адресной программой предусмотрено расселение 25 жилых помещений общей площадью 876,7 кв.м, расположенных в пяти многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Программа реализуется за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и за счет средств бюджета Пермского края, сроки и этапы реализации программы – 2020-2022 годы.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> утверждены следующие планируемые показатели выполнения программы: на этапе 2020 года планируется расселение 3 жилых помещений из 8, в том числе находящихся в частной собственности - 0, в муниципальной собственности - 3, расселяемая площадь - 114 кв.м; на этапе 2021 года планируется расселение 5 жилых помещений из 8, в том числе находящихся в частной собственности - 2, в муниципальной собственности - 3, расселяемая площадь - 210,3 кв.м, в том числе находящаяся в муниципальной собственности - 85,5 кв.м, в частной - 124,8 кв.м.
Постановлением администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26 июня 2020 года № 638-260-01-06 муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» утверждена в новой редакции. Согласно данной редакции планируемая дата окончания переселения дома, расположенного по адресу: Пермский край, Кудымкарский округ, с. Белоево, ул. Пионерская, 4, – 31 декабря 2022 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 6 ст. 13, п. 8 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие, а также не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, как собственника жилого помещения в аварийном доме.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования Ермаковой Е.М. в части признания незаконным установления даты окончания переселения спорного многоквартирного дома, исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия у органа местного самоуправления полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как они запланированы в региональной адресной программе.
В данной части апелляционное определение не обжалуется, поэтому его законность в указанной части судом кассационной инстанции не проверяется (ч. 2 ст. 329 КАС РФ).
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что положения оспариваемого муниципального нормативного правового акта в части установления муниципальной адресной программой расчетной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Кудымкарскому муниципальному району в размере 31 006 руб. соответствуют нормативным положениям Постановления Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-п (в редакции от 04 августа 2021 года).
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно абз. 1 раздела 6 «Обоснование объема средств на реализацию мероприятий Программы» муниципальной адресной программы объем финансирования на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на этапы 2020 и 2021 годов Программы определен с учетом расчетной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Кудымкарскому муниципальному округу Пермского края, утвержденной на III квартал 2019 года Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2019 года № 402-п, в размере 31 006 рублей для расчета субсидий, предоставляемых гражданам за счет средств фонда содействия реформирования ЖКХ и бюджета Пермского края.
В абз. 2 раздела 6 муниципальной адресной программы также указано, что объем финансирования мероприятий по этапам 2020 и 2021 годов Программы подлежит уточнению в случае внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, изменения порядка и способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Данные нормативные положения соответствуют пунктам 4.3, 4.3(2) региональной адресной программы:
4.3. Объем финансирования на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2-м, 3-м этапах (то есть в 2020-2022 годах) Программы определен:
4.3.1. для муниципальных образований Пермского края, доля аварийного жилищного фонда которых менее 1% от общей площади аварийного жилищного фонда в Пермском крае по состоянию на 1 января 2019 года, исходя из:
4.3.1.1. общей площади аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению в рамках этапа;
4.3.1.2. средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, на III квартал 2019 года, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2019 года № 402-п «Об утверждении на III квартал 2019 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений», - в случае переселения граждан путем приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья и (или) выплаты собственникам возмещения за изымаемое в муниципальную собственность жилое помещение;
4.3(2). Объем финансирования на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 2-го, 3-го, 4-го, 5-го этапов Программы подлежит уточнению в случае внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, изменения порядка и способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также с учетом инфляции.
Средняя расчетная стоимость 1 кв.м общей площади жилья по Кудымкарскому муниципальному округу Пермского края, утвержденная на III квартал 2019 года Постановлением Правительства Пермского края от 13 июня 2019 года № 402-п, составляет 31 006 руб. (строка 3.9).
Согласно приложению № 2 к региональной адресной программе доля аварийного жилищного фонда в Кудымкарском муниципальной округе составляет менее 1% от общей площади аварийного жилищного фонда в Пермском крае по состоянию на 1 января 2019 года.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в полном объеме у суда апелляционной инстанции не имелось. Само по себе несогласие Ермаковой Е.М. с размером средней расчетной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Кудымкарскому муниципальному округу Пермского края, установленным нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой, чем постановление об утверждении муниципальной адресной программы, о незаконности апелляционного определения не свидетельствует.
Кроме того, в отношении жилого помещения, сособственником которого является административный истец, 26 июня 2020 года администрацией Кудымкарского муниципального округа Пермского края принято решение об изъятии для муниципальных нужд (л.д. 40).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (приложение № 2 к муниципальной адресной программе) включает в том числе и выплату собственникам жилых помещений возмещения за изымаемые жилые помещения.
При возникновении спора о выкупной цене имущества он подлежит разрешению в судебном порядке по иску заинтересованного лица.
На основании ч. 8 ст. 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения может быть предоставлено его собственнику, но лишь по соглашению, условия которого определяются сторонами.
С учетом изложенного муниципальная адресная программа в части обоснования объема расходных обязательств бюджета прав и законных интересов Ермаковой Е.М. не нарушает. Раздел 6 данной программы не определяет стоимость 1 квадратного метра для расчета размера возмещения за изымаемые жилые помещения, указывая, что данный размер определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, стоимость изымаемого жилого помещения определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
Несогласие истца с постановлением администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 30 июня 2020 года № 644-260-01-06 «Об определении благоустроенности жилых помещений на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края» повлечь отмену апелляционного определения не может, поскольку данное постановление предметом проверки по настоящему делу не является.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционное определение с учетом доводов кассационной жалобы отмене не подлежит ввиду отсутствия предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ермаковой Елены Михайловны – без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи