УИД 91RS0012-01-2022-002926-49
Дело №2-1865/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 декабря 2022 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,
при секретаре – Черкасовой А.А.,
с участием помощника прокурора ФИО5, представителя ответчика Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя ответчика Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО7, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь», о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Керченский городской суд Республики Крым в интересах ФИО1 с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь», в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обеспечению беспрепятственного доступа инвалиду 1 группы ФИО1 в занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем обустройства откидного пандуса и поручня в подъезде № жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отвечающего установленным требованиям доступности и безопасности, в соответствии с требованиями законодательства. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов должностными лицами Администрации <адрес> Республики Крым. Проверкой установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в <адрес> проживает ФИО1, которая является инвалидом-колясочником 1 группы. ФИО1 передвигается на кресле-коляске, в связи с чем нуждается в обустройстве подъезда пандусом, отвечающим установленным требованиям доступности и безопасности. Квартира, в которой проживает ФИО1, расположена на 1 этаже многоквартирного дома, который не оборудован лифтом. ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов Администрации <адрес> Республики Крым было проведено обследование общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено необходимость приспособления указанного имущества для доступности ФИО1, в том числе в качестве необходимого мероприятия Комиссия отметила обустройство откидного пандуса на лестнице 1 этажа. ФИО1 неоднократно обращалась к ответчику с просьбой обустроить вход соответствующим образом, однако Администрацией <адрес> Республики Крым было отказано в обустройстве пандуса, что нарушает права ФИО1 Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора ФИО5 поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также в судебных заседаниях.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, а также в судебных заседаниях.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО7 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, а также в судебных заседаниях.
ФИО1 в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, допросив свидетеля ФИО8, специалиста ФИО9, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «<адрес>» <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона №181-ФЗ определено, что социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений абзаца 8 статьи 17 Федерального закона №181-ФЗ жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Таким образом, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни необходимо принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (л.д.20-21).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.190-192).
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства, имеет 1 группы инвалидности, которая установлена бессрочно, нетрудоспособна, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается справкой серии ВТЭ-163 № (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, в присутствии ФИО1 провела обследование жилого помещения инвалида, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и общего имущества в указанном многоквартирном доме. По результатам обследования комиссия пришла к выводу, в том числе о том, что необходимо устройство откидного пандуса и расширение дверного проема в подъезд, техническая возможность для выполнения мероприятий указанных в акте существует, что подтверждается актом №. В данном акте также указано, что со слов ФИО1 откидной пандус для использования невозможен при передвижении на коляске ввиду отсутствия помощи в его эксплуатации со стороны третьих лиц (проживает одна), необходима установка стационарного пандуса (л.д.46-49).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, в присутствии ФИО1 повторно провела обследование жилого помещения инвалида, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и общего имущества в указанном многоквартирном доме. По результатам обследования комиссия пришла к выводу, что техническая возможность установки откидного пандуса отсутствует, нецелесообразно ввиду угла наклона более 20 градусов, соответственно расширение дверного проема в подъезде не целесообразно, что подтверждается актом обследования. В данном акте также указано, что со слов ФИО1 установка стационарного и откидного пандуса в соответствии с требованиями действующего законодательства невозможна ввиду превышения угла наклона, в связи с чем она считает необходимым рассмотреть возможность устройства пандуса с обустройством дверного проема из существующего оконного на фасаде дома (л.д.143-146).
Согласно представленной Филиалом № Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> по запросу суда индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида ФИО1, последняя нуждается в оборудовании занимаемого жилого помещения специальными средствами и приспособлениями для инвалида, имеющего нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующего кресла-коляску и иные вспомогательные средства (л.д.179-183).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по обследованию жилых помещений инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов Общественной организации «Местное общество инвалидов городского округа Керчь», в присутствии ФИО1, провела обследование жилого помещения инвалида 1 группы ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что при установке откидного пандуса выезд инвалида-колясочника будет возможен только в сопровождении, поскольку расчетный угол пандуса (22 градуса) не будет соответствовать требованиям СП 59.13330.2020 (л.д.186-187).
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста ФИО9, которая принимала участие в обследовании жилого помещения инвалида, провидимом Комиссией по обследованию жилых помещений инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов Общественной организации «Местное общество инвалидов городского округа Керчь» ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что ФИО1 является инвалидом-колясочником 1 группы и ей необходимо обеспечить беспрепятственный доступ для выхода на улицу, в виде пандуса либо иного приспособления. В случае обустройства на 1 этаже многоквартирного дома, где проживает инвалид, откидного пандуса, ФИО1 сможет использовать его только при помощи третьих лиц, поскольку угол наклона пандуса составит 22 градуса, вместе с тем ФИО1 обслуживает социальный работник, в связи с чем, установка откидного пандуса возможна при условиях, указанных в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В случае обустройства колясоподъемника или лифтоподъемника из оконного проема квартиры инвалида, для выхода на улицу ФИО1 также потребуется помощь третьих лиц.
Согласно информации, представленной Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> по запросу суда, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ухаживающее лицо оформлена ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.185).
В соответствии с положениями статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №).
Согласно пункту 2 Правил №, они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Согласно пункту 4 Правил № обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных, стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что в представленном ответчиком акте от ДД.ММ.ГГГГ констатируется техническая невозможность установления пандуса, но при этом не указывается в силу каких именно технических причин с указанием конкретных пунктов нормативных актов невозможно устройство откидного пандуса. При этом, ответчик не заявлял ходатайств о назначении соответствующей экспертизы для получения заключения о возможности или невозможности установления пандуса.
В то же время, в акте № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, сделан вывод о необходимости устройства откидного пандуса и расширения дверного проема в подъезде многоквартирного дома по адресу: <адрес>, указано о технической возможности для выполнения данных мероприятий.
Кроме того, согласно пояснениям свидетеля ФИО11, специалиста ФИО9, приспособление общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид ФИО1, возможно без расширения дверного проема в подъезд, в том случае, если ФИО1 будет использовать кресло-коляску с электроприводом, которая ей представлена в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
В тоже время перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, определен в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При этом, действительно в силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
В то же время частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В связи с изложенным, решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, ДД.ММ.ГГГГ, которым собственники высказались против установки пандуса при входе в подъезд по адресу <адрес>, при вынесении настоящего решения не может быть принято во внимание.
При таких обстоятельствах, поскольку бездействие Администрации <адрес> Республики Крым, выразившееся в не создании условий для беспрепятственного доступа к квартире инвалида-колясочника 1 группы ФИО1, создает препятствие для улучшения условий ее жизни, что нарушает ее право, как инвалида, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и возложении обязанности принять меры к установке откидного пандуса для беспрепятственного доступа инвалида-колясочника ФИО1 в принадлежащее ей жилое помещение на Администрацию <адрес> Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░