Решение по делу № 2а-139/2022 от 11.01.2022

Дело № 2а-139/2022

УИД 03RS0049-01-2022-000009-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2022 года с. Николо-Березовка РБ

Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гареевой А.У.,

при секретаре Садриевой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Хасанова И.У. к Нефтекамскому МОСП УФССП по РБ, судебному приставу – исполнителю Нефтекамского МОСП УФССП по РБ Кашаповой А.В., УФССП России по РБ, УФССП России о признании незаконным действий судебного пристава – исполнителя и отмене постановлений о возбуждении исполнительного производства, компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

Хасанов И.У. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что судебный пристав- исполнитель Кашапова А.В. не исполнила требования ст.ст. 24, 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В нарушение вышеуказанных требований закона он не был извещен о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Он не уклоняется от исполнения своих гражданско-правовых обязательств, в связи с чем, ему не известно на каком основании возбуждено исполнительное производство. На основании изложенного, просил признать его ненадлежащим ответчиком, признать незаконными действия судебного пристава - исполнителя Кашаповой А.В., отменить исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, отменить постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

Впоследствии административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия судебного пристава исполнителя Нефтекамского МО УФССП по РБ Кашаповой А.В. и отменить постановления о возбуждении исполнительного производства, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В судебном заседании административный истец Хасанов И.У. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, показал, что исполнительное производство не имело законных оснований, поскольку он не является должником, а именно директором ООО «Элин», кроме того постановление о наложении на него штрафа было обжаловано. Постановление о возбуждении исполнительного производства он не получал, в постановлении его адрес проживания указан не верно. На сайт Госуслуги он зашел, только когда у него сняли со счета денежные средства, ДД.ММ.ГГГГ он не получал постановление о возбуждении исполнительного производства через сайт госуслуг. Тем самым, ему причинили моральный вред.

Административный ответчик судебный пристав- исполнитель Нефтекамского МОСП УФССП по РБ Кашапова А.В. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом была уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Суду представила возражение, в котором просила отказать в удовлетворении требований административного истца.

Административные ответчики представители Нефтекамского МОСП УФССП по РБ УФССП по РБ, Управления ФССП по РБ, УФССП России на судебное заседание не явились, надлежащим образом были уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Суд, выслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

    Положениями статей 218 и 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

    В силу ч.1, ч.8 ст.30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.17 ст.30).

    В соответствии с п. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

    Согласно п. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

При этом часть 14 вышеуказанной статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых судебный пристав - исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа, из чего представляется возможным сделать вывод о том, что исполнение акта по делу об административном правонарушении производится в общем порядке с установлением срока для добровольного исполнения.

     В соответствии с 2.1. ст.14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии с частью 2 статьи 68 вышеуказанного закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

     Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 5 по г. Нефтекамск РБ вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении директора <данные изъяты> Хасанова И.У. о наложении штрафа в размере 300 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного судебного акта судебный пристав-исполнитель Кашапова А.В., не установив оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, руководствуясь положениями статьи 30 Закона об исполнительном производстве, в установленный законом срок вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Хасанова И.У., установив должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником настоящего постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , вынесенное в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью судебного пристава Кашаповой А.В., было направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ и размещено в его личном кабинете на Едином портале госуслуг в эту же дату, о чем свидетельствует карточка исполнительного производства АИС ФСПП России, содержащая отметку о присвоении документу статуса "доставлено" (уведомление прочитано ДД.ММ.ГГГГ в 15:39:36).

    Поскольку норма части 12 статьи 30 Закона 229-ФЗ не содержит требований о необходимости установления момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, у суда не имеется оснований для вывода о том, что извещение о возбуждении исполнительного производства в настоящем случае не может считаться доставленным.

    Довод административного ответчика об указании в постановлении неверного адреса места его жительства, суд считает несостоятельным, поскольку копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ направлена ему в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг.

     Кроме того, обязанность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения установлена нормой части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).

Согласно части 3 названной статьи закона извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.

    Далее судебным приставом-исполнителем Кашаповой А.В. были приняты допустимые законом меры по отысканию имущества должника, путем направления соответствующих запросов.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава – исполнителя Кашаповой А.В. обращено взыскание на денежные средства должника в сумме 300 рублей, находящиеся на счетах должника Хасанова И.У. в ПАО «Сбербанк России». Со счета истца в банке ПАО «Сбербанк России» были списаны денежные средства ДД.ММ.ГГГГ - 300 рублей.

В обоснование требований о незаконности постановления о возбуждении исполнительного производства, административный истец ссылался на то, что постановление по делу об административном правонарушении в настоящее время обжалуется в судебном порядке.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены в статье 31 Закона об исполнительном производстве.

Пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в случае поступления к нему исполнительного документа, не вступившего в законную силу.

Как усматривается из материалов дела, поступившее на исполнение постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу. Предъявленный в службу судебных приставов исполнительный документ соответствует требованиям статей 12 и 13 Закона об исполнительном производстве, следовательно, причин для отказа в возбуждении у судебного пристава не имелось, поэтому оснований для признания незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства суд не усматривает.

Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям, в том числе, относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публичнно-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По смыслу приведенных требований закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации взыскание исполнительского сбора возможно при соблюдении нескольких условий: информированности должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве с указанием срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа и отсутствии у должника уважительных причин, сделавших невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

    Как указано выше, исполнительное производство в отношении должника Хасанова И.У. было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, а соответствующее постановление направлено ему в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг, которое доставлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Приведенные обстоятельства свидетельствуют об исполнении судебным приставом - исполнителем Кашаповой А.В. порядка уведомления должника Хасанова И.У. о возбуждении в отношении него исполнительного производства.

    В связи с тем, что должник Хасанов И.У. в установленный им судебным приставом - исполнителем срок требования исполнительного документа не исполнил, то, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера в размере 1000 рублей судебным приставом- исполнителем Кашаповой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным.

    На основании вышеуказанного постановлении судебным приставом- исполнителем Кашаповой А.В. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства .

Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , вынесенное в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью судебного пристава Кашаповой А.В., также было направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ и размещено в его личном кабинете на Едином портале госуслуг в эту же дату, о чем свидетельствует карточка исполнительного производства АИС ФСПП России, содержащая отметку о присвоении документу статуса "доставлено" (уведомление прочитано ДД.ММ.ГГГГ в 10:07:01).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава – исполнителя Кашаповой А.В. обращено взыскание на денежные средства должника в сумме 1000 рублей, находящиеся на счетах должника Хасанова И.У. в ПАО «Сбербанк России».

Со счета истца в банке ПАО «Сбербанк России» были списаны денежные средства ДД.ММ.ГГГГ - 1000 рублей.

    Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

    Таким образом действия административного ответчика судебного пристава -исполнителя Нефтекамского МОСП УФССП по РБ Кашаповой А.В., вынесшей постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ являются законными, поскольку были возбужденны в соответствии с нормами действующего законодательства и не привели к нарушению прав административного истца.

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что требования административного истца о признании незаконным действий судебного пристава – исполнителя и отмене постановлений о возбуждении исполнительного производства не подлежат удовлетворению.

    Что касается требований административного истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, данным в абз. 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку положения ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат прямого указания на взыскание морального вреда при защите прав взыскателя, должника и других лиц, а нарушений нематериальных благ истца со стороны ответчиков судом не установлено, суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для взыскания с административного ответчика ФССП России в пользу административного истца компенсации морального вреда не имеется.

При рассмотрении дела доказательств, подтверждающих, что вследствие действий судебного пристава-исполнителя нарушены какие-либо неимущественные права (нематериальные блага) истца, не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 218-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Хасанова И.У. к Нефтекамскому МОСП УФССП по РБ, судебному приставу – исполнителю Нефтекамского МОСП УФССП по РБ Кашаповой А.В., УФССП России по РБ, УФССП России о признании незаконным действий судебного пристава – исполнителя и отмене постановлений о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года.

Судья    : подпись.

Копия верна. Судья               А.У. Гареева

2а-139/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Хасанов Ильдар Ульфатович
Ответчики
Управление ФССП по РБ
Нефтекамский МО УФССП Кашапова Альбина Вильдановна
Управление ФССП России
Суд
Краснокамский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Гареева А.У.
Дело на сайте суда
krasnokamsky.bkr.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Подготовка дела (собеседование)
26.01.2022Рассмотрение дела начато с начала
08.02.2022Подготовка дела (собеседование)
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее