Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29.08.2024 город Пыть-Ях
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Котельникова А.У., при секретаре Тимощенко И.А., с участием помощника прокурора г. Пыть-Яха Поколенко Д.Л., истца Дмитрук Е.С., представителя ответчика Сафиной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Пыть-Яха в интересах Дмитрук Елены Сергеевны к администрации города Пыть-Яха о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Пыть-Ях обратился в суд с вышеуказанным иском, требования мотивировав тем, что Дмитрук Е.С. проживает в квартире, расположенной по адресу: г. Пыть-Ях, на основании договора найма жилого помещения маневренного жилищного фонда предоставленной администрацией города взамен демонтированного после пожара жилого помещения, располагавшегося по адресу: г. Пыть-Ях, 10 Вышеуказанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации г. Пыть-Яха от 02.10.2018 № 1556-ра, с установленным сроком расселения граждан до 31.12.2021. В последующем указанный дом 16.01.2019 сгорел, остатки жилого дома после его уничтожения пожаром демонтированы на безвозмездной основе. Решение о сносе жилого дома администрацией города не принималось. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право, на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Непринятие администрацией города в данном конкретном случае решения о сносе многоквартирного дома, уничтоженного пожаром, не может умалять права проживавших в доме лиц.
Таким образом, Дмитрук Е.С. не обеспечена жилым помещением в соответствии с требованиями ЖК РФ, а администрация города, в свою очередь, до настоящего времени надлежащим образом не исполнила обязанность по обеспечению жильем истца, чем длительным образом нарушает ее права, жилищное законодательство.
Кроме того, в результате длительного не разрешения администрацией города жилищного вопроса Дмитрук Е.С. не достигается такая национальная цель развития Российской Федерации как улучшение жилищных условий семей, предусмотренная паспортом национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16).
На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию города Пыть-Яха предоставить Дмитрук Е.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, не менее 41,8 кв.м., в черте города Пыть-Яха.
В судебном заседании помощник прокурора г. Пыть-Яха Поколенко Д.Л. и истец Дмитрук Е.С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Сафина И.Н. с исковыми требованиями не согласилась, полагая их незаконными и не обоснованными. Сообщила, что согласно очередности сноса аварийных домов, расселение жителей вышеуказанного многоквартирного дома планируется осуществить в конце 2024 года.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для реализации органом местного самоуправления обязанности по переселению граждан из аварийного многоквартирного дома в порядке статей 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется наличие у гражданина, проживающего в квартире на условиях социального найма, статуса малоимущего и нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса).
Как видно из дела, что Дмитрук Е.С. на основании договора социального найма жилого помещения № 1754/12 от 05.06.2012 и дополнительного соглашения от 05.02.2019 № 1, занимала жилое помещение, расположенное по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях,
На учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма она не состоит.
На основании распоряжения администрации г. Пыть-Яха от 02.10.2018 № 1556-ра многоквартирный дом, расположенный по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения граждан установлен до 31.12.2021 (л.д. 45-46).
16.01.2019 вышеуказанный дом, в котором проживала Дмитрук Е.С., был уничтожен пожаром, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 13.06.2019 (л.д. 51-52).
При этом возможность сохранения за Дмитрук Е.С. права пользования жилым помещением после 16.01.2019 отсутствует вследствие физического уничтожения жилого помещения.
На основании распоряжения администрации г. Пыть-Яха от 08.07.2020 № 1233-ра в пользование Дмитрук Е.С. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, 5 мкр. «Солнечный», д. 19/1, кв. 111, общей площадью 38,7 кв.м., в том числе жилой 17,7 кв.м., что подтверждается договором найма жилого помещения маневренного жилищного фонда № 417/20-м от 13.07.2020 (л.д. 16-17).
В судебном заседании установлено, что в результате пожара Дмитрук Е.С. лишилась единственного жилья, ранее признанного непригодным для проживания и фактически длительный период времени проживает в жилом помещении, которое отнесено к маневренному фонду, вопрос о предоставлении равнозначного жилого помещения ответчиком не разрешен до настоящего времени.
При этом предоставление другого жилого помещения по договору социального найма в рассматриваемом случае не может быть обусловлено необходимостью признания истца малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.
В отношении сгоревшего жилого помещения договор социального найма следует рассматривать прекращенным в связи с утратой (разрушением) жилого помещения на основании части 5 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако данные положения не могут рассматриваться как основания для освобождения наймодателя от обеспечения нанимателя другим жилым помещением на основании положений статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства и толковании правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При указанных обстоятельствах Дмитрук Е.С. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного жилья, расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, уничтоженного пожаром.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора г. Пыть-Яха в интересах Дмитрук Елены Сергеевны удовлетворить.
Обязать администрацию г. Пыть-Яха предоставить Дмитрук Елене Сергеевне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, не менее 41,8 кв.м., в черте г. Пыть-Яха.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.У. Котельников
Мотивированное решение составлено 04.09.2024
Копия верна:
Председательствующий А.У. Котельников
Оригинал решения находится в Пыть-Яхском городском суде
в гражданском деле № 2-650/2024.
УИД: 86RS0012-01-2024-000781-45
«Решение не вступило в законную силу».