Решение по делу № 33-7678/2022 от 11.08.2022

Судья Синицын К.В. дело № 33-7678 (2-694/2022)

25RS0001-01-2021-002448-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Завальной Т.Ю.,

судей Бузьской Е.В., Пономаревой М.Ю.,

при секретаре Киселевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загаиной Светланы Валияхматовны к администрации г. Владивостока, Министерству образования Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя истца на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., представителя истца ФИО6, представителя администрации г. Владивостока ФИО7, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Загаина С.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока, Министерству образования Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование истец указала, что родилась 21 марта 1965 года, является сиротой, поскольку в ее свидетельстве о рождении отсутствуют сведения об отце, а мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери Загаина С.В. была направлена в детский дом г. Спасск-Дальний и находилась в учреждении до 1980 года. В период с 1980 по 1983 годы истец обучалась в Техническом училище №33 г. Уссурийска и проживала в общежитии. По завершении учебы, Загаина С.В. попыталась вернуться к прежнему месту жительства в с. Трудовое, где ранее проживала с матерью, однако жилое помещение было занято. С 1983 по 1986 год Загаина С.В. состояла в браке и проживала по месту жительства супруга в г. Большой Камень. После расторжения брака возвратилась в с. Трудовое, неоднократно обращалась с заявлениями о возвращении ей жилого помещения, в котором она проживала с матерью, либо предоставлении нового жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, поставлена на учет до достижения ею возраста 23 лет, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем, жилое помещение истцу не предоставлено. В настоящее время истец проживает в квартире, расположенной в п. Трудовое совместно с членами семьи: супругом ФИО9, дочерью ФИО10 и сыном ФИО11 Указанная квартира принадлежит супругу истца.

Просила возложить на администрацию г. Владивостока и Министерство образования Приморского края обязанность предоставить Загаиной С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Владивостока в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Согласно доводам отзыва, о нарушении своего жилищного права истцу стало известно в 1986 году, после получения ответа первого заместителя председателя горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, которым разъяснялось, что в связи с вступлением в юридический брак и проживанием в другой местности более 1,5 лет, оснований для предоставления жилой площади ФИО12 не имеется. Ответом исполкома Советского районного Совета народных депутатов г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ истцу также указывалось на утрату права на ранее занимаемое жилое помещение и отсутствие оснований для выделения другого жилого помещения. Ответом Приморского краевого Совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснялось право на обращение в суд за защитой нарушенного жилищного права. Загаина С.В. свое право на обращение в суд в пределах срока исковой давности не реализовала. Доказательств того, что истец состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Бурмистрова (Загаина) С.В. поставлена в общую очередь, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, а не в льготную очередь как ребенок-сирота. Таким образом, у администрации г. Владивостока не имеется обязанности по обеспечению Загаиной С.В. жилым помещением. Кроме того, Загаиной С.В. принадлежала на праве собственности 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Истец распорядилась указанным имуществом по собственному усмотрению.

Представитель ответчика Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Загаиной С.В. отказано.

С постановленным решением суда не согласился истец, ее представителем подана апелляционная жалоба, просит решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы представитель истца указал, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что согласно ответу начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, Загаина С.В. стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, необходимость для истца дополнительно вставать на учет и быть включенной в список в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствует. Кроме того, отсутствие лица на учете само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встала на учет. Судом первой инстанции данные обстоятельства не выяснялись.

Представителем ответчика администрации г. Владивостока поданы возражения на апелляционную жалобу представителя истца, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание истец Загаина С.В., представитель Министерства образования Приморского края, будучи извещенными надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Ширинина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Владивостока ФИО7, полагавшую решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела было установлено, что Загаина (до заключения брака - Вербицкая) С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к лицам из числа детей-сирот, поскольку ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец в свидетельстве о рождении стоит прочерк.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 1980 год находилась на полном государственном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 56 лет Загаина С.В. обратилась в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Разрешая заявленные требования, и отказывая иске, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано в соответствии с установленным порядком, в то время как истец в сводный список в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 не включена. При этом, учел установленные вступившим в законную силу решением суда от 17 октября 2011 года обстоятельства пропуска истцом срока для обращения в суд.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, на момент обращения в суд) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации и РСФСР в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец была лишена возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, установлены не были.

В силу статьи 121 «Кодекса о браке и семье РСФСР» опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет Загаина С.В. имела реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав.

Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено, не приведено таких обстоятельств и при рассмотрении апелляционной жалобы.

Кроме того, статья 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет время вступления закона в силу, то есть время, с которого закон начинает применяться в Российской Федерации.

Общий порядок вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 N 5-ФЗ (ред. от 1 мая 2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». По общему правилу, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Текст Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был опубликован в Российской газете от 27 декабря 1996 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 N 52, ст. 5880.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие. Содержание данного принципа имеет две составляющие, одна из которых касается вновь возникающих после вступления Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отношений, другая - продолжающихся после введения в действие данного Закона правоотношений.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу. Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется в полной мере. К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу названного Закона, закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

Поскольку истец достигла возраста 23 лет в 1988 году, то действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Загаину С.В., 1965 года рождения, не распространяется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР).

Согласно положений п. 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", также предусматривало, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся, в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.

Между тем, из материалов дела не следует, что Загаина С.В. обращалась в компетентные органы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по окончании пребывания в детском учреждении, образовательного учреждения, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.

При этом, материалами дела подтверждается, что Загаина С.В. составом семьи 2 человека, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Советском исполкоме г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, Загаина (Бурмистрова) С.В. обращалась за постановкой ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения благоустроенного жилья по общим основаниям (общая очередь) (л.д.154-161). А обращаясь с заявлением о предоставлении сведений о принятии на жилищный учет, Загаина С.В. указывала, что состояла на учете в очереди на предоставление жилого помещения как мать-одиночка (л.д.133).

Таким образом, истец самостоятельно выбрала основания для признания ее нуждающейся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе в удовлетворении иска Загаиной С.В. являются верными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть встала на такой учет до достижения возраста 23 лет, поэтому достижение истцом 23-летнего возраста, как лицом вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение, основаны на неверном толковании приведенных норм закона.

Как указано выше действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Загаину С.В., 1965 года рождения, не распространяется, более того, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей истец не состоит, и при таких обстоятельствах Загаина С.В., как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, не вставшая до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении ей жилого помещения, не может претендовать на внеочередное предоставления жилья по этому основанию.

Собственная оценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, и субъективное мнение истца о правильности разрешения спора не свидетельствует о неправильном применении судом в настоящем споре норм права.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Загаиной Светланы Валияхматовны – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Синицын К.В. дело № 33-7678 (2-694/2022)

25RS0001-01-2021-002448-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Завальной Т.Ю.,

судей Бузьской Е.В., Пономаревой М.Ю.,

при секретаре Киселевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загаиной Светланы Валияхматовны к администрации г. Владивостока, Министерству образования Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя истца на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., представителя истца ФИО6, представителя администрации г. Владивостока ФИО7, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Загаина С.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока, Министерству образования Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование истец указала, что родилась 21 марта 1965 года, является сиротой, поскольку в ее свидетельстве о рождении отсутствуют сведения об отце, а мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери Загаина С.В. была направлена в детский дом г. Спасск-Дальний и находилась в учреждении до 1980 года. В период с 1980 по 1983 годы истец обучалась в Техническом училище №33 г. Уссурийска и проживала в общежитии. По завершении учебы, Загаина С.В. попыталась вернуться к прежнему месту жительства в с. Трудовое, где ранее проживала с матерью, однако жилое помещение было занято. С 1983 по 1986 год Загаина С.В. состояла в браке и проживала по месту жительства супруга в г. Большой Камень. После расторжения брака возвратилась в с. Трудовое, неоднократно обращалась с заявлениями о возвращении ей жилого помещения, в котором она проживала с матерью, либо предоставлении нового жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, поставлена на учет до достижения ею возраста 23 лет, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем, жилое помещение истцу не предоставлено. В настоящее время истец проживает в квартире, расположенной в п. Трудовое совместно с членами семьи: супругом ФИО9, дочерью ФИО10 и сыном ФИО11 Указанная квартира принадлежит супругу истца.

Просила возложить на администрацию г. Владивостока и Министерство образования Приморского края обязанность предоставить Загаиной С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Владивостока в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Согласно доводам отзыва, о нарушении своего жилищного права истцу стало известно в 1986 году, после получения ответа первого заместителя председателя горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, которым разъяснялось, что в связи с вступлением в юридический брак и проживанием в другой местности более 1,5 лет, оснований для предоставления жилой площади ФИО12 не имеется. Ответом исполкома Советского районного Совета народных депутатов г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ истцу также указывалось на утрату права на ранее занимаемое жилое помещение и отсутствие оснований для выделения другого жилого помещения. Ответом Приморского краевого Совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснялось право на обращение в суд за защитой нарушенного жилищного права. Загаина С.В. свое право на обращение в суд в пределах срока исковой давности не реализовала. Доказательств того, что истец состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Бурмистрова (Загаина) С.В. поставлена в общую очередь, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, а не в льготную очередь как ребенок-сирота. Таким образом, у администрации г. Владивостока не имеется обязанности по обеспечению Загаиной С.В. жилым помещением. Кроме того, Загаиной С.В. принадлежала на праве собственности 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Истец распорядилась указанным имуществом по собственному усмотрению.

Представитель ответчика Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Загаиной С.В. отказано.

С постановленным решением суда не согласился истец, ее представителем подана апелляционная жалоба, просит решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы представитель истца указал, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что согласно ответу начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, Загаина С.В. стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, необходимость для истца дополнительно вставать на учет и быть включенной в список в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствует. Кроме того, отсутствие лица на учете само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встала на учет. Судом первой инстанции данные обстоятельства не выяснялись.

Представителем ответчика администрации г. Владивостока поданы возражения на апелляционную жалобу представителя истца, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание истец Загаина С.В., представитель Министерства образования Приморского края, будучи извещенными надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Ширинина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Владивостока ФИО7, полагавшую решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела было установлено, что Загаина (до заключения брака - Вербицкая) С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к лицам из числа детей-сирот, поскольку ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец в свидетельстве о рождении стоит прочерк.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 1980 год находилась на полном государственном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 56 лет Загаина С.В. обратилась в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Разрешая заявленные требования, и отказывая иске, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано в соответствии с установленным порядком, в то время как истец в сводный список в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 не включена. При этом, учел установленные вступившим в законную силу решением суда от 17 октября 2011 года обстоятельства пропуска истцом срока для обращения в суд.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, на момент обращения в суд) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации и РСФСР в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец была лишена возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, установлены не были.

В силу статьи 121 «Кодекса о браке и семье РСФСР» опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет Загаина С.В. имела реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав.

Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено, не приведено таких обстоятельств и при рассмотрении апелляционной жалобы.

Кроме того, статья 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет время вступления закона в силу, то есть время, с которого закон начинает применяться в Российской Федерации.

Общий порядок вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 N 5-ФЗ (ред. от 1 мая 2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». По общему правилу, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Текст Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был опубликован в Российской газете от 27 декабря 1996 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 N 52, ст. 5880.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие. Содержание данного принципа имеет две составляющие, одна из которых касается вновь возникающих после вступления Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отношений, другая - продолжающихся после введения в действие данного Закона правоотношений.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу. Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется в полной мере. К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу названного Закона, закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

Поскольку истец достигла возраста 23 лет в 1988 году, то действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Загаину С.В., 1965 года рождения, не распространяется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР).

Согласно положений п. 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", также предусматривало, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся, в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.

Между тем, из материалов дела не следует, что Загаина С.В. обращалась в компетентные органы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по окончании пребывания в детском учреждении, образовательного учреждения, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.

При этом, материалами дела подтверждается, что Загаина С.В. составом семьи 2 человека, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Советском исполкоме г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, Загаина (Бурмистрова) С.В. обращалась за постановкой ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения благоустроенного жилья по общим основаниям (общая очередь) (л.д.154-161). А обращаясь с заявлением о предоставлении сведений о принятии на жилищный учет, Загаина С.В. указывала, что состояла на учете в очереди на предоставление жилого помещения как мать-одиночка (л.д.133).

Таким образом, истец самостоятельно выбрала основания для признания ее нуждающейся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе в удовлетворении иска Загаиной С.В. являются верными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть встала на такой учет до достижения возраста 23 лет, поэтому достижение истцом 23-летнего возраста, как лицом вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение, основаны на неверном толковании приведенных норм закона.

Как указано выше действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Загаину С.В., 1965 года рождения, не распространяется, более того, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей истец не состоит, и при таких обстоятельствах Загаина С.В., как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, не вставшая до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении ей жилого помещения, не может претендовать на внеочередное предоставления жилья по этому основанию.

Собственная оценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, и субъективное мнение истца о правильности разрешения спора не свидетельствует о неправильном применении судом в настоящем споре норм права.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Загаиной Светланы Валияхматовны – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-7678/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Загаина Светлана Валияхматовна
Ответчики
Администрация города Владивостока
Министерство образования Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Бузьская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
11.08.2022Передача дела судье
29.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022Передано в экспедицию
29.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее