89RS0013-01-2021-000809-76 копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2021 года г.Губкинский
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Лапицкой И.В.,
при секретаре судебного заседания Лукманове Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-566/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по ЯНАО к Клепикову А.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу и страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС № 3 по ЯНАО (далее по тексту – Инспекция) обратилась с иском к Клепикову А.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 11654 рубля, пени за его несвоевременную уплату в размере 12 рублей 04 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 100 рублей 40 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере 511 рублей 87 копеек. В обоснование заявленных требований указано, что Клепиков А.А. с 28 мая 2015 года по 25 декабря 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С 25 декабря 2017 года указанный статус административного ответчика прекращен, но у него осталась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, которая в установленный срок не была уплачена. Кроме того, Клепиков А.А. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц согласно представленной в Инспекцию налоговым агентом справок о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ с суммой, подлежащей к уплате в бюджет в размере 11654 рубля. Направленные административному ответчику требования № 3116 от 25 сентября 2018 года на сумму пеней в размере 612 рублей 27 копеек и № 3410 от 5 февраля 2019 года на сумму недоимки 11654 рубля и сумму пеней в размере 21 рубль 08 копек в установленный срок в полном объеме не исполнены. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 5 ноября 2020 года мировым судьей отказано в вынесении судебного приказа в связи с тем, что требование не является бесспорным ввиду пропуска срока. Инспекция просит восстановить срок для подачи административного иска и взыскать с Клепикова А.А. вышеуказанную задолженность.
Представитель административного истца и административный ответчик Клепиков А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 32-33), в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не просили. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное дело в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФв отсутствие сторон, явка которых не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституция РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел данной категории суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В силу п. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Исчисление, удержание у налогоплательщика, и уплата в бюджет налога производится налоговыми агентами, к которым относятся российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, (п.1 ст. 226 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.4 ст. 226 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Пунктом 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогового агента, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Как следует из справок АО «ПМК-98» о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 2016 № 1 от 1 марта 2017 года и за 2017 год № 1 от 1 марта 2018 года, Клепиков А.А. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, в 2016 году получил доход в данной организации с кодом 2000 в размере 44824 рубля, исчисленная и неудержанная сумма налога в размере 13% составила 5827 рубль, в 2017 году получил доход в данной организации с кодом 2000 в размере 44824 рубля, исчисленная и неудержанная сумма налога в размере 13% составила 5827 рубль (л.д. 14-15).
21 февраля 2019 года Инспекцией административному ответчику было направлено требование № 3410 от 5 февраля 2019 года об оплате указанного налога в размере 11654 рубля и пени за его несвоевременную оплату в размере 21 рубль 08 копеек (л.д. 16-18).
В судебном заседании было установлено, что Клепиков А.А. с 28 мая 2015 года по 25 декабря 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с налоговым законодательством являлся плательщиком страховых взносов(л.д. 11-13).
Однако в установленный срок страховые взносы в ФФОМС и ПФ РФ им уплачены не были, в связи с чем административному ответчику была начислена пеня и направлено требование № 3116 от 26 сентября 2018 года об уплате пени в размере 612 рублей 27 копеек со сроком для добровольного исполнения до 9 октября 2018 года (л.д. 20-22).
Указанные требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа в вынесении судебного приказа – с настоящим административным иском в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Пунктом 2 приведенной статьи установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Этим же пунктом предусмотрена возможность восстановления срока судом в случае его пропуска по уважительным причинам.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Подача налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа мировому судье является надлежащим обращением в суд и должна приравниваться к подаче искового заявления о взыскании налога в целях применения нормы п. 2 ст. 48 НК РФ.
Как было установлено судом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени по последнему требованию № 3410 истекал 26 сентября 2019 года. Однако, из определения мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Губкинского районного суда об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 5 ноября 2020 года следует, что с таким заявлением Инспекция обратилась только в ноябре 2020 года (л.д. 6), то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока с момента истечения срока для добровольного исполнения требования.
Пункт 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ устанавливает, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящий административный иск был направлен в суд только 19 мая 2021 года (л.д. 30), т.е. также с пропуском срока, установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Административным истцом в иске заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, но не представлены доказательства уважительности пропуска данного срока, в связи с чем указанное ходатайство не подлежит удовлетворению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 479-О-О, принудительное взыскание налога, пени за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании с Клепикова А.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу и страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2021 ░░░░.