Решение по делу № 33-2986/2023 от 08.09.2023

Судья Гаврикова Е.М. № 33-2986/2023

№ 2-52/2023

67RS0006-01-2022-002235-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Шитиковой Т.М.,

судей - Шнытко С.М., Коженовой Т.В.,

при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по здравоохранению на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 29 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., возражения прокурора Серенковой Ю.В. относительно доводов жалобы,

установила:

И.о. Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах Стефанюка И.М., уточнив требования, обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки Стефанюка И.М. от места его жительства <адрес> до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (г<адрес> и обратно специализированным автомобильным транспортом согласно графику проведения указанной процедуры, в обоснование заявленных требований указав, что Стефанюк И.М. является инвалидом <адрес>, нуждается в регулярной доставке в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» для проведения процедуры <адрес>, являющейся для него жизненно необходимой, и ее пропуск недопустим; он вынужден периодически самостоятельно добираться в медучреждение, что для него является затруднительным.

Определениями суда от 19.01.2023 и 16.03.2023 соответственно к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию, третьего лица - ООО «Байкальская Медицинская Компания» (далее – ООО «БМК»).

В судебном заседании представитель Рославльской межрайонной прокуратуры Смоленской области Пронченкова А.С. уточненные исковые требования поддержала.

Стефанюк И.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению Алексеева О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность. Пояснила, что законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи; транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях не предусмотрена. Гражданам, нуждающимся в проведении процедур гемодиализа оказывается материальная помощь в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Смоленской области к месту проведения процедур гемодиализа и обратно. Истец получает плановую медицинскую помощь в ООО «БМК», которое арендует нежилое помещение в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» и является самостоятельным участником Территориальной программы; расстояние от места проживания истца до места получения процедуры гемодиализа составляет не более 2,9 км по прямой.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Алешина Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

ООО «Байкальская Медицинская Компания» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 29.03.2023 исковые требования удовлетворены: на Департамент Смоленской области по здравоохранению возложена обязанность организовать и обеспечить доставку специализированным автотранспортом Стефанюка И.М., проживающего по адресу: <адрес>, от места его жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (<адрес>) и обратно к месту жительства, согласно графику проведения указанной процедуры, в удовлетворении исковых требований к Департаменту Смоленской области по социальному развитию отказано.

В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по здравоохранению просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в Смоленской области действует механизм возмещения гражданам затрат за проезд на общественном и заказном транспорте, предусмотренный Положением о порядке, размере и условиях возмещения гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов по оплате проезда по территории Смоленской области к месту получения программного гемодиализа и обратно, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 22.09.2015 № 590. Стефанюку И.М. возмещались расходы по оплате проезда на указанную медицинскую услугу. Полагает, что гражданское дело рассмотрено с нарушением правил подсудности.

Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы, поступивших возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 4 ст. 21 Закона № 323-ФЗ).

Частью 1 ст. 81 названного закона предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

21.12.2021 принят Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в соответствии с п. 44 ст. 44 которого к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.01.2022 № 25 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.г., финансовое обеспечение которой проводится за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 5 данной Программы ее финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета Смоленской области, средств ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС Смоленской области и средств федерального бюджета.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

В силу п. 3 Перечня заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Смоленской области, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Смоленской области гражданам (застрахованным лицам) оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в страховых случаях, в том числе: болезни мочеполовой системы.

Согласно п. 2 Перечня видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Смоленской области медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.г., являющееся приложением № 16 к Территориальной программе, при оказании специализированной медицинской помощи в случае необходимости осуществляется эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 № 215 утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, в соответствии с которым Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области (п. 1.1).

Согласно п. 2.1 Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению основной задачей данного органа исполнительной власти Смоленской области является обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, вопросы организации медицинской и лекарственной помощи населению Смоленской области.

Департамент Смоленской области по социальному развитию осуществляет организацию работы по возмещению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов по оплате проезда на общественном и заказном транспорте по территории Смоленской области к месту получения программного гемодиализа и обратно, согласно, тарифов (п. 3.86.2 Положения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Стефанюк И.М., проживающий в <адрес> нуждается в пожизненной заместительной терапии <адрес>, самостоятельно не передвигается, нуждается в автотранспорте (л.д. 12, 95).

Лечение <адрес> Стефанюк И.М. проходит в ООО «БМК», находящемся по адресу: <адрес> на базе ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (арендует помещения); на указанную процедуру лечения Стефанюк И.М. вынужден являться пожизненно трижды в неделю согласно установленному графику, что по состоянию его здоровья является затруднительным.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, включая показания свидетеля Стефанюк Е.Н., руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положением о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 № 215, а также раздела 5 Приложения к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 – 2024 г.г.», исходил из того, что Департамент Смоленской области по здравоохранению в силу возложенных на него полномочий обязан обеспечить всем гражданам Смоленской области получение необходимой медицинской помощи, организовать ее доступность и качество и, именно, на нем лежит обязанность организации доставки для получения медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы, нуждающихся в заместительной терапии методом диализа и не имеющих возможности самостоятельного прибытия в медицинское учреждение, оказывающее такую помощь; учел состояние здоровья больного (самостоятельно не передвигается, незрязий), его нуждаемость в пожизненном лечении гемодиализом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Согласно ст. 2 Закона № 323-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человеку, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, т.е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с п. п. 1, 5, 7 ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п.п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обусловливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Указанное свидетельствует о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

Оказываемая медицинская помощь, в том числе и специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим (ст. 11 Закона № 323-ФЗ).

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который, согласно ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования).

Учитывая состояния здоровья больного Стефанюка И.М., ему затруднительно добираться на процедуру и его транспортировка в учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры <адрес>, вывод суда о возможности и необходимости возложения на субъект Российской Федерации в лице Департамента Смоленской области по здравоохранению обязанности организовать и обеспечить доставку истца до места лечения и обратно, правомерен.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, отсутствие на уровне Смоленской области нормы, регулирующей вопрос о доставке лиц, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в пожизненной заместительной терапии методом гемодиализа, в медицинское учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, а также невключение таких расходов в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, не может являться основанием для отказа в получении истцом такой помощи.

Суд первой инстанции правомерно возложил на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обязанность организовать и обеспечить доставку истца в медицинское учреждение для получения непосредственно самой медицинской услуги, получение которой гарантированно со стороны государства бесплатно.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Довод апелляционной жалобы о рассмотрении дела с нарушением правил о подсудности не влечет вмешательство в правильное решение суда первой инстанции, поскольку иск прокурора в защиту интересов Стефанюка И.М. в порядке ст. 45 ГПК РФ в Рославльский городской суд Смоленской области заявлен по месту жительства последнего (ст.ст. 24, 28 и 29 ГПК РФ).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 29 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по здравоохранению - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 11.10.2023.

Судья Гаврикова Е.М. № 33-2986/2023

№ 2-52/2023

67RS0006-01-2022-002235-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Шитиковой Т.М.,

судей - Шнытко С.М., Коженовой Т.В.,

при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по здравоохранению на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 29 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., возражения прокурора Серенковой Ю.В. относительно доводов жалобы,

установила:

И.о. Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах Стефанюка И.М., уточнив требования, обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки Стефанюка И.М. от места его жительства <адрес> до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (г<адрес> и обратно специализированным автомобильным транспортом согласно графику проведения указанной процедуры, в обоснование заявленных требований указав, что Стефанюк И.М. является инвалидом <адрес>, нуждается в регулярной доставке в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» для проведения процедуры <адрес>, являющейся для него жизненно необходимой, и ее пропуск недопустим; он вынужден периодически самостоятельно добираться в медучреждение, что для него является затруднительным.

Определениями суда от 19.01.2023 и 16.03.2023 соответственно к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию, третьего лица - ООО «Байкальская Медицинская Компания» (далее – ООО «БМК»).

В судебном заседании представитель Рославльской межрайонной прокуратуры Смоленской области Пронченкова А.С. уточненные исковые требования поддержала.

Стефанюк И.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению Алексеева О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность. Пояснила, что законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи; транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях не предусмотрена. Гражданам, нуждающимся в проведении процедур гемодиализа оказывается материальная помощь в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Смоленской области к месту проведения процедур гемодиализа и обратно. Истец получает плановую медицинскую помощь в ООО «БМК», которое арендует нежилое помещение в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» и является самостоятельным участником Территориальной программы; расстояние от места проживания истца до места получения процедуры гемодиализа составляет не более 2,9 км по прямой.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Алешина Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

ООО «Байкальская Медицинская Компания» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 29.03.2023 исковые требования удовлетворены: на Департамент Смоленской области по здравоохранению возложена обязанность организовать и обеспечить доставку специализированным автотранспортом Стефанюка И.М., проживающего по адресу: <адрес>, от места его жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа в ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (<адрес>) и обратно к месту жительства, согласно графику проведения указанной процедуры, в удовлетворении исковых требований к Департаменту Смоленской области по социальному развитию отказано.

В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по здравоохранению просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в Смоленской области действует механизм возмещения гражданам затрат за проезд на общественном и заказном транспорте, предусмотренный Положением о порядке, размере и условиях возмещения гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов по оплате проезда по территории Смоленской области к месту получения программного гемодиализа и обратно, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 22.09.2015 № 590. Стефанюку И.М. возмещались расходы по оплате проезда на указанную медицинскую услугу. Полагает, что гражданское дело рассмотрено с нарушением правил подсудности.

Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы, поступивших возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 4 ст. 21 Закона № 323-ФЗ).

Частью 1 ст. 81 названного закона предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

21.12.2021 принят Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в соответствии с п. 44 ст. 44 которого к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.01.2022 № 25 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.г., финансовое обеспечение которой проводится за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 5 данной Программы ее финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета Смоленской области, средств ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС Смоленской области и средств федерального бюджета.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

В силу п. 3 Перечня заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Смоленской области, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Смоленской области гражданам (застрахованным лицам) оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в страховых случаях, в том числе: болезни мочеполовой системы.

Согласно п. 2 Перечня видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Смоленской области медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.г., являющееся приложением № 16 к Территориальной программе, при оказании специализированной медицинской помощи в случае необходимости осуществляется эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 № 215 утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, в соответствии с которым Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области (п. 1.1).

Согласно п. 2.1 Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению основной задачей данного органа исполнительной власти Смоленской области является обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, вопросы организации медицинской и лекарственной помощи населению Смоленской области.

Департамент Смоленской области по социальному развитию осуществляет организацию работы по возмещению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов по оплате проезда на общественном и заказном транспорте по территории Смоленской области к месту получения программного гемодиализа и обратно, согласно, тарифов (п. 3.86.2 Положения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Стефанюк И.М., проживающий в <адрес> нуждается в пожизненной заместительной терапии <адрес>, самостоятельно не передвигается, нуждается в автотранспорте (л.д. 12, 95).

Лечение <адрес> Стефанюк И.М. проходит в ООО «БМК», находящемся по адресу: <адрес> на базе ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» (арендует помещения); на указанную процедуру лечения Стефанюк И.М. вынужден являться пожизненно трижды в неделю согласно установленному графику, что по состоянию его здоровья является затруднительным.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, включая показания свидетеля Стефанюк Е.Н., руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положением о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 № 215, а также раздела 5 Приложения к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 – 2024 г.г.», исходил из того, что Департамент Смоленской области по здравоохранению в силу возложенных на него полномочий обязан обеспечить всем гражданам Смоленской области получение необходимой медицинской помощи, организовать ее доступность и качество и, именно, на нем лежит обязанность организации доставки для получения медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы, нуждающихся в заместительной терапии методом диализа и не имеющих возможности самостоятельного прибытия в медицинское учреждение, оказывающее такую помощь; учел состояние здоровья больного (самостоятельно не передвигается, незрязий), его нуждаемость в пожизненном лечении гемодиализом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Согласно ст. 2 Закона № 323-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человеку, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, т.е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с п. п. 1, 5, 7 ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п.п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обусловливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Указанное свидетельствует о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

Оказываемая медицинская помощь, в том числе и специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим (ст. 11 Закона № 323-ФЗ).

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который, согласно ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования).

Учитывая состояния здоровья больного Стефанюка И.М., ему затруднительно добираться на процедуру и его транспортировка в учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры <адрес>, вывод суда о возможности и необходимости возложения на субъект Российской Федерации в лице Департамента Смоленской области по здравоохранению обязанности организовать и обеспечить доставку истца до места лечения и обратно, правомерен.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, отсутствие на уровне Смоленской области нормы, регулирующей вопрос о доставке лиц, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в пожизненной заместительной терапии методом гемодиализа, в медицинское учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, а также невключение таких расходов в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, не может являться основанием для отказа в получении истцом такой помощи.

Суд первой инстанции правомерно возложил на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обязанность организовать и обеспечить доставку истца в медицинское учреждение для получения непосредственно самой медицинской услуги, получение которой гарантированно со стороны государства бесплатно.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Довод апелляционной жалобы о рассмотрении дела с нарушением правил о подсудности не влечет вмешательство в правильное решение суда первой инстанции, поскольку иск прокурора в защиту интересов Стефанюка И.М. в порядке ст. 45 ГПК РФ в Рославльский городской суд Смоленской области заявлен по месту жительства последнего (ст.ст. 24, 28 и 29 ГПК РФ).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 29 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по здравоохранению - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 11.10.2023.

33-2986/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Рославльский межрайонный прокурор
Ответчики
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Шнытко Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
11.09.2023Передача дела судье
05.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее