УИД 76RS0004-01-2023-000063-44
Мотивированное решение
изготовлено 12 мая 2023 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 года Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колосовым В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Мартынову Александру Алексеевичу о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, о признании образования и установления границ земельного участка недействительными, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, признании права Российской Федерации на земельный участок, внесении в ЕГРН сведений о категории земельного участка,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Даниловский районный суд с исковым заявлением к Мартынову Александру Алексеевичу о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, о признании образования и установления границ земельного участка недействительными, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, признании права Российской Федерации на земельный участок, внесении в ЕГРН сведений о категории земельного участка.
Требования свои мотивировал тем, что в целях реализации Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Федеральным агентством лесного фонда с границами земельных участков в составе земель иных категорий. В результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером 76:05:193402:9113 с границами Даниловского лесничества в Ярославской области обнаружено их пересечение. Границы Даниловского лесничества в Ярославской области установлены приказом Рослесхоза от 13.02.2020 №129. В соответствии с заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» (подведомственная организация Федерального агентства лесного хозяйства, специализирующаяся на проведении кадастровых и землеустроительных работ, проектировании лесничеств и лесопарков, а также закреплении на местности местоположения их границ; имеющую в своем распоряжении обобщенную документированную информацию, содержащуюся в лесном реестре; ведущую ведомственный фонд пространственных данных Рослесхоза, имеющая соответствующую лицензию и кадастровых инженеров) № при сопоставлении границ земельного участка с границами планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № расположены в границах земель лесного фонда, местоположением: выделы 29 квартала 817, выделов 1-3 квартала 33 Середского участкового лесничества Даниловского лесничества Ярославской области. Площадь сечения – 19 057 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № площадью 19 107 кв.м. относится к категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства». Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.07.2016. Согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка является Мартынов Александр Алексеевич на основании Договора купли-продажи земельного участка от 20.03.2020, выдан 05.08.2019, дата государственной регистрации: 27.08.2019, номер государственной регистрации: № Собственность от 27.03.2020. Пересечение земельного участка с кадастровым номером № с границами земель лесного фонда выявлено кадастровым инженером ФИО7. Земельный участок с кадастровым номером № образован из лесного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН с кадастровым номером №. Лесной участок предоставлен в пользование ООО «Рубин» для заготовки древесины на основании договора аренды №65 от 06.07.2009 г. В настоящее время одна и та же площадь земной поверхности, отнесенная, согласно данным государственного лесного реестра, к землям лесного фонда, учтена в ЕГРН в качестве двух категорий одновременно, что нарушает имущественные права Российской Федерации на земли лесного фонда. Кроме того, границы земельного участка налагаются на границы охранной зоны Национального парка «Плещеево озеро» и Дарвинского государственного природного биосферного заповедника. Российская Федерация является собственником лесного участка в силу прямого указания закона. Право Российской Федерации на лесной участок является ранее возникшим в силу прямого указания закона. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда являются информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Согласно выписке из Государственного лесного реестра спорный земельный участок в части пересечения относится к землям лесного фонда, имеет таксационные характеристики, номер лесного квартала и лесотаксационных выделов. Приказом Рослесхоза от 13.02.2020 №129 утверждены границы Даниловского лесничества в Ярославской области. Спорный участок вошел в его границы в соответствии с указанным приказом. Названный приказ является действующим, в установленном законодательством Российской Федерации порядке не отменен и не оспорен, следовательно, подлежит применению. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч.4 ст.6.1 Федерального закона от 04.12.2006 №200-ФЗ). Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства. У Федерального агентства лесного хозяйства отсутствуют документы, касающиеся формирования земельного участка с кадастровым номером № в качестве земель населенных пунктов. По сведениям государственного лесного реестра спорный лесной участок, имеющий пересечение с земельным участком ответчика, входит в границы лесничества. Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо. Российская Федерация владеет спорным лесным участком, поскольку на данном участке находятся принадлежащие Российской Федерации многолетние лесные насаждения, учтенные в установленном законом порядке, в отношении которых уполномоченными органами осуществляется комплекс мер по их охране, защите, мониторингу состояния. Спорные земельные участки в части пересечения относятся к землям лесного фонда не просто по формальным основаниям расположения в границах лесничества в соответствии с данными государственного лесного реестра, но и в соответствии с фактическим использованием. Принадлежность этой территории Российской Федерации землям лесного фонда до настоящего времени не изменена, сведения в отношении данного участка из государственного лесного реестра не исключены. Леса, располагающиеся на спорном земельном участке, являются естественно возникшим сформировавшимся природным биогеоценозом - природным комплексом. Таким образом, отнесение земель, на которых расположены спорные леса, к категории «земли населенных пунктов» противоречит законодательству Российской Федерации. Факт образования спорного земельного участка с кадастровым номером № из земель лесного фонда является основанием для обращения в суд с иском о правах на указанные земельные участки. Сделки по передаче прав на спорный земельный участок ответчику выступают ничтожной сделкой, нарушающей требования законодательства и посягающей на публичные интересы. Спорный земельный участок покрыт лесными насаждениями, что подтверждается таксационным описанием лесного участка, поэтому при должной осмотрительности Ответчик должен был усомниться в правомерности приобретения на праве собственности предмета договора для сельскохозяйственного производства.
На основании изложенного истец просит признать недействительным Договор купли-продажи земельного участка от 05.08.2020, в части передачи Мартынову Александру Алексеевичу земельного участка с кадастровым номером № в части включения в границы земельного участка земель лесного участка земель лесного фонда Даниловского лесничества Ярославской области, последствия недействительности сделки не применять; признать образование и установление границ земельного участка с кадастровым номером № недействительными в части включения в границы земельного участка земель лесного фонда Даниловского лесничества Ярославской области, исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, внести в ЕГРН сведения о категории земельного участка «земли лесного фонда», указать в решении суда, что оно будет являться основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме. Дополнительно предоставили письменные объяснения на возражения ответчика.
Ответчик Мартынов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, дал объяснения согласно письменного отзыва. Позиция ответчика сводится к тому, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежащий ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от 20.03.2020 г. относится в настоящее время к землям населенных пунктов, его границы не пересекаются с границами земельного участка, с кадастровым номером № (единое землепользование), в том числе земельным участком с кадастровым номером №, площадью 128198451 кв.м, образованном при выделе из единого землепользования, который относится к землям лесного фонда и границы которого до настоящего времени не установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом, границы земельного участка с кадастровым номером № установлены. Истец считает, что материалы лесоустройства, заключение ФГБУ Рослесинфорг (письмо от 26.10.2022) не являются надлежащими доказательствами установления границ лесного участка, установлению факта пересечения границ земельного участка с кадастровым номером № с земельным участком, отнесенным к землям лесного фонда. Кроме того, истцом заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, течение которого началось с 12.12.2019 со дня, когда истец узнал о нарушении своего права, а также о пропуске исковой давности – 3 месяца, в соответствии с Федеральным законом №280-ФЗ от 29.07.2017 г., течение которого началось с 20.05.2022 (письмо Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 20.05.2022 №02-40/659).
Третьи лица ООО «Рубин», Управление Росреестра по Ярославской области, Никитин С.В., кадастровый инженер Маслова А.В., Администрация Середского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Третье лицо Управление Росреестра по Ярославской области представили письменный отзыв, согласно которого решение оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо ООО «Рубин» представили письменный отзыв, согласно которому просят рассмотреть дело без участия представителя, поддерживают исковые требования.
Представитель третьего лица - Департамента лесного хозяйства Ярославской области по доверенности Ковалькова А.С. в судебном заседании поддержала в полном объеме исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дала объяснения согласно письменного отзыва. Обращают внимание, что в соответствии со схемой наложения сведений ЕГРН на материалы лесоустройства спорный земельный участок с кадастровым номером № налагается на часть земельного участка с кадастровым номером № который был поставлен на кадастровый учет 16.09.2004 г., право собственности РФ, зарегистрировано 03.02.2005), расположенный в лесном квартале 33 части лесотаксационных выделов 1-3 Середского участкового лесничества Даниловского лесничества. На территории пересечения земельного участка имеется особо охраняемая природная территория – государственный природный заказник федерального значения «Ярославский». Спорный земельный участок, вошел в лесной участок, предоставленный по договору аренды №65 от 06.07.2009 г. ООО «Рубин» в целях осуществления заготовки древесины. Кроме того, полагают, что отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, сведениями государственного лесного реестра, заключением филиала ФГБУ Рослесинфорг Центролеспроект от 26.10.2022, которое является учреждением, на которое возложены полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков. Полагает, что срок исковой давности в данном случае не применяется.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав ответчика Мартынова А.А., представителя третьего лица – Департамента лесного хозяйства Ярославской области по доверенности Ковалькову А.С., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 года, было установлено, что все леса на территории государства, образуют единый государственный лесной фонд, в частности, включающий в себя леса государственного значения – леса, находящиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов, лесов заповедников, и колхозные леса – леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
Согласно ст.2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 года устанавливалось, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
В силу ст.7 ЛК РФ от 1997 было установлено, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Согласно ст.101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно ст.6.1 ЛК РФ (2006), к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В силу ст.6 ЛК РФ (2006), леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 ЗК РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами;
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» также следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, ограничены в обороте (ст.19 Лесного кодекса РФ от 1997 года).
Согласно ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч.2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
На основании ч.1 ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
В соответствии со ст.91 ЛК РФ, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 (зарегистрирован в Минюсте 31.12.2013 г. №30979), утверждён порядок ведения дарственного лесного реестра, согласно которому государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр осуществляется, в том числе и на основании лесоустроительной документации. Ведение государственного лесного реестра осуществляется по утвержденным формам. Информация из государственного лесного реестра предоставляется в форме выписок.
Часть 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно ч.6 ст.47 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Сведения о ранее учтенных земельных участках лесного фонда вносились в государственный кадастр недвижимости в соответствии с положениями ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ из документов, содержащих описание участка лесного фонда без координатного описания границ, едиными землепользованиями в границах лесхозов в соответствии с действовавшим на тот момент нормативным документом (описание земельных участков).
В соответствии со ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в Государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства.
Согласно ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006№201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», внесение в ЕГРН в сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.
Отсутствие в кадастре сведений о границах, соответствующих требованиям действующего законодательства, не свидетельствуют об отсутствии объекта права, но предполагает, что надлежащие сведения будут внесены в ЕГРН в порядке уточнения.
В соответствии со ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.23 ЛК РФ, на землях лесного фонда создаются лесничества, являющиеся основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.81 ЛК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе: принятие решений о создании, об упразднении лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в пунктах 1 и 2, в пункте 4 (в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, а также решений об установлении и изменении их границ; осуществление государственной инвентаризации лесов; ведение государственного лесного реестра; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия; осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения.
Таким образом, право установления границ лесничеств является исключительным и принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства.
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч.4 ст.6.1 Федерального закона от 04.12.2006 №200-ФЗ). Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу – ФИО4 <адрес>, ФИО4 <адрес>, общей площадью 19107 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенный для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности Мартынову А.А. на основании договора купли-продажи земельного участка, от 20.03.2020, право собственности зарегистрировано 27.03.2020, номер регистрации №
Изначально вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, общей площадью 19107 кв.м, был образован путем выделения его в счет земельной доли, принадлежащей ФИО9 (СТ Молоканов и Ко) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Извещение о проведении собрания о согласовании границ местоположения земельного участка размещено 31.12.2015 г. в газете «Северянка». Кадастровые работы в отношении спорного земельного участка проведены кадастровым инженером Масловой А.В.
Земельная доля, с оценкой 153 баллогектаров, земельного участка общей площадью 7 га СТ Молоканов и Ко принадлежала ФИО9 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии VI-ЯРО-05 №, выданным ФИО4 райкомземом (рег.запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Выписке из ЕГРН, дата постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО9 земельного участка с кадастровым номером № - ДД.ММ.ГГГГ. Границы и площадь земельного участка были установлены в результате межевания земельного участка кадастровым инженером Масловой А.В. (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ).
В дальнейшем право собственности на спорный земельный участок перешло к ФИО5, зарегистрировано – ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 обратился к кадастровому инженеру ФИО10, которым ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен проект межевания земельных участков, в том числе и спорного с кадастровым номером №. По результатам кадастровых работ конфигурация спорного земельного участка была установлена иная, в заключении кадастрового инженера указано на ошибку при проведении кадастровых работ кадастровым инженером ФИО14 (Т.2 л.д.118).
На основании проекта межевания, выполненного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО10 были внесены изменения в отношении спорного земельного участка в ЕГРН.
20.03.2020 спорный земельный участок по договору купли-продажи был продан Мартынову А.А.
В 2021 г. в связи с обращением собственника спорного земельного участка Мартынова А.А. в администрацию Даниловского муниципального района, изменена его категория, с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».
Также из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером № - лесной участок (единое землепользование), 16.09.2004 г. поставлен на кадастровый учет как единое землепользование, право собственности Российской Федерации, на который зарегистрировано 03.02.2005 г.
06.07.2009 г. между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и ИП Назаровой Е.Ю. заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности №65.
Согласно п.1 договора аренды, акта приема-передачи от 06.07.2009 г. следует, что арендодатель передал во временно пользование для осуществления заготовки древесины лесной участок с кадастровым номером № ГУ ЯО «Даниловское лесничество» Середское участковое лесничество в кварталах №№1-5, 11-25, 33, 34, 43-57, 201-269. Срок договора аренды – до 05.07.2058 г.
В приложении №1 к договору указана схема расположения и границы лесного участка.
Данный договор и все последующие дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в Управлении Росреестра по Ярославской области.
Согласно выписке из Государственного лесного реестра, спорный земельный участок в части пересечения относится к землям лесного фонда, имеет таксационные характеристики, номер лесного квартала и лесотаксационных выделов.
Приказом Рослесхоза от 24.03.2023 №596 утверждены границы Даниловского лесничества в Ярославской области. Данный приказ был принят на основании результатов работ, выполненных ФГБУ «Рослесинфорг» по государственному заданию от 12.01.2022 №053-00012-22-02 на 2022 год, сформированному и утвержденному в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Спорный участок с кадастровым номером № вошел в его границы.
Согласно схемы Даниловского лесничества Ярославского района (Приложение №1) к приказу Рослесхоза от 24.03.2023 №596 квартал 33 Середского участкового лесничества Даниловского лесничества Ярославской области, планшета №8 Середского участкового лесничества Даниловского лесничества Ярославской области, заключения №1 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Центролеспроект» от 26.10.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов, площадью 19107 кв.м пересекает границы земельного (лесного) участка – Ярославская обл., Даниловское лесничество, Середское участковое лесничество, квартал 33 выделы 1-3, квартал 817, выдел 29, площадь пересечения составляет 19057 кв.м.
Таким образом, представленными в судебное заседание доказательствами подтверждается, что спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:2 (единое землепользование), который относится к землям лесного фонда, в связи, с чем собственником данного земельного участка является Российская Федерация.
В обоснование своей позиции ответчиком Мартыновым А.А. представлен Отчет для подготовки Заключения на поставленные вопросы заявителя Мартынова А.А. «О выявлении противоречий пересечения границ земельных участков и принадлежности их к определенной категории земель», выполненный кадастровым инженером ФИО12 03.05.2023, согласно которому следует, что Россельхоз намеренно скрывает то, что границы квартала 33 Середского участкового лесничества, установлены согласно земельного законодательства, Россельхоз не хочет, что бы кто-то узнал, что границы 33 квартала Середского участкового лесничества, установлены согласно земельного законодательства, по какой-то определенной причине. Своим ответом в письме от 20.01.2023 №11 филиал ФГБУ «Рослесинфорг» по респ. Марий Эл отразил соотношение между земельными участками, то есть указал об отсутствии пересечений границ земельного участка с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером № дал правовую оценку отнесения земельных участков к определенной категории.
Доводы ответчика, о том, что земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности с кадастровым номером 76:05:193402:9113 не пересекает границы земельного участка, являющегося земельным участком лесного фонда с кадастровым номером №, образованного из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 76:05:000000:2, схема расположения которого утверждена в соответствии с приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 12.12.2019 г. №1517, в том числе и основанные на вышеуказанном заключении кадастрового инженера ФИО12, суд считает несостоятельными, поскольку представленными истцом доказательствами, в том числе заключением филиала ФБГУ «Рослесинфорг» «Центролеспроект» №1 от 26.10.2022, приказом Рослесхоза от 24.03.2023 №596 подтверждается пересечение спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст.301 ГК РФ).
В силу п.1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
При указанных выше обстоятельствах, сделка по передаче прав на спорный земельный участок ответчику выступает ничтожной сделкой, нарушающей требования законодательства и посягающей на публичные интересы.
Согласно п.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п.2 указанной статьи, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Согласно п.1 ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или о правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В связи с вышеизложенным, заключение между ФИО5 и Мартыновым А.А. договора купли-продажи 20.03.2020 в отношении земельного участка, отнесенного к землям лесного фонда, являющегося федеральной собственностью, нарушает требования действующего законодательства, а поэтому является ничтожной сделкой.
Ответчиком Мартыновым А.А. заявлено о применении к спорным правоотношениям положений закона о "лесной амнистии", о пропуске срока исковой давности согласно положениям ч.3 ст.14 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N172-ФЗ – 3 месяца.
В данном случае, суд приходит к выводу о том, что положения вышеуказанного федерального закона применению не подлежат в связи с тем, что на лесные земельные участки, находящееся в государственной собственности, лесная амнистия не распространяется, поскольку право РФ на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН до 01.01.2016 г., следовательно, имеется приоритет сведений о праве собственности на спорный земельный участок, который относится к землям лесного фонда и никогда не относился к землям населенных пунктов (до изменения категории - землям сельскохозяйственного назначения).
Также ответчиком Мартыновым А.А. заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в соответствии со ст.196 ГК РФ – 3 года.
Согласно п.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 данного Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст. 200 ГК РФ).
В силу абз.5 ст.208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304), исковая давность не распространяется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25.02.2010 г. N 177-О-О, взаимосвязанные положения абз. 5 ст. 208 ГК РФ, содержащей перечень требований, на которые не распространяется установленный ст.196 данного Кодекса общий 3-летний срок исковой давности, и ст.304, 305 ГК РФ направлены на устранение длящихся нарушений прав собственника или иного владельца, не связанных с лишением владения, и в качестве таковых служат реализации предписаний ч. 3 ст. 17, ст. 35, 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", п. 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.2013 г. N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" исковая давность не распространяется на требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Кроме того, в соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу п. 1 и 2 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
В абз. 1 п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, по смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что для истребования имущества из чужого незаконного владения необходимо установить наличие у истца права на это имущество, факт владения этим имуществом ответчиком и незаконность такого владения.
Для истребования имущества у лица, приобретшего его возмездно и добросовестно, необходимо установление факта утраты этого имущества собственником помимо его воли.
Применительно к спорным правоотношениям, суд исходит из того, что факт незаконного выбытия из государственной собственности спорного земельного участка установлен и подтверждается материалами дела, собственник (Российская Федерация) имеет право на истребование данного участка из чужого незаконного владения ответчика вне зависимости от установления факта его добросовестности.
Кроме того, факт нарушения прав Российской Федерации в части пересечения спорного земельного участка, принадлежащего ответчику с границами земельного участка, отнесенного к землям лесного фонда, был установлен после подготовки заключения №1 филиала ФГБУ «Рослесинфорг», направленного письмом от 26.10.2022 №50/1247.
Таким образом, в данном случае, исковая давность, на требования заявленные истцом, не распространяется.
Проанализировав все представленные сторонами суду в соответствии со ст.67 ГПК РФ доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку решения об отчуждении спорного земельного участка его собственником - Российской Федерацией не принималось, суд приходит к выводу о том, что выделение земельного участка с кадастровым номером № из земельного участка с кадастровым номером №, регистрация права собственности ФИО9, и дальнейшее его возмездное отчуждение ФИО5 и Мартынову А.А. являются незаконными.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Категория спорного земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время - земли населенных пунктов, на момент совершения сделок, в том числе заключения договора купли-продажи 20.03.2020 – земли сельскохозяйственного производства, не соответствует его целевому назначению, в связи с чем, категория земельного участка подлежит изменению на «земли лесного фонда».
Таким образом, заявленные исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 20.03.2020, о признании образования и установления границ земельного участка с кадастровым номером № недействительными, исключении из ЕГРН сведений о данном земельном участке, признании права Российской Федерации на него, внесении в ЕГРН сведений о категории земельного участка, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Настоящее решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к Мартынову Александру Алексеевичу (паспорт № № выдан ФИО4 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, о признании образования и установления границ земельного участка недействительными, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, признании права Российской Федерации на земельный участок, внесении в ЕГРН сведений о категории земельного участка, удовлетворить.
Признать недействительным Договор купли-продажи земельного участка от 05.08.2020, заключенный между ФИО5 и Мартыновым Александром Алексеевичем, в части передачи Мартынову Александру Алексеевичу земельного участка с кадастровым номером № в части включения в границы земельного участка земель лесного лесного фонда Даниловского лесничества Ярославской области.
Последствия недействительности сделки не применять.
Признать образование и установление границ земельного участка с кадастровым номером № недействительными в части включения в границы земельного участка земель лесного фонда Даниловского лесничества Ярославской области.
Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № в ЕГРН сведения о категории земельного участка с кадастровым номером № - «земли лесного фонда».
Настоящее решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.С. Иванова