Решение по делу № 8Г-21660/2020 [88-693/2021 - (88-19955/2020)] от 25.11.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                            № 88-693/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                    28 января 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.

судей Шефер И.А. и Русиновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0033-01-2019-003086-21 (2-130/2020) по иску Антонова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 11 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Антонов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее – УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что 26 июня 2019 г. он обратился с заявлением в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 2 сентября 2019 г. ему было необоснованно отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который составил 23 года 8 месяцев 17 дней.

С учетом уточнения исковых требований, просил суд признать решение ответчика незаконным, обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить ему в специальный стаж для установления ежемесячной доплаты к пенсии периоды работы с 1 апреля 2004 г. по 26 ноября 2005 г. и с 1 марта 2007 г. по 7 августа 2008 г. старшим механиком по забойному, по горнопроходческому оборудованию в ОАО «Шахтоуправление Котинское», ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская», ОАО «СУЭК-Кузбасс» и назначить ежемесячную доплату к пенсии с 1 августа 2019 г.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 августа 2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 2 сентября 2019 г. об отказе Антонову А.В. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 апреля 2004 г. по 26 ноября 2005 г., с 1 марта 2007 г. по 7 августа 2008г. старшим механиком по забойному, по горнопроходческому оборудованию в ОАО «Шахтоуправление Котинское», ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская», ОАО «СУЭК-Кузбасс».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить Антонову А.В. в специальный стаж для назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» период работы с 1 апреля 2004 г. по 26 ноября 2005 г., с 1 марта 2007 г. по 7 августа 2008 г. старшим механиком по забойному, по горнопроходческому оборудованию в ОАО «Шахтоуправление Котинское», ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская», ОАО «СУЭК-Кузбасс» из расчета каждый полный год работы за 9 месяцев.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить Антонову А.В. ежемесячную доплату к пенсии в соотвествии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 1 августа 2019 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Барановым Е.С. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 августа 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г., как незаконных.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Антонов А.В. является получателем пенсии с 3 мая 2013 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

26 июня 2020 г. Антонов А.В. обратился с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

Решением Пенсионного фонда от 2 сентября 2019 г. Антонову А.В. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, ввиду отсутствия требуемых 25 лет стажа на соответствующих видах работ, дающего право на доплату к пенсии.

Из стажа были исключены спорные периоды работы с 1 апреля 2004 г. по 26 ноября 2005 г., с 1 марта 2007 г. по 7 августа 2008 г. в должности старшего механика по забойному, по горнопроходческому оборудованию в ОАО «Шахтоуправление Котинское», ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская», ОАО «СУЭК-Кузбасс». Из указанного решения пенсионного органа также следует, что на дату обращения истца за назначением доплаты специальный стаж в организациях угольной промышленности, дающий право на доплату, составил 23 года 8 месяцев 17 дней.

Из трудовой книжки Антонова А.В. усматривается следует, что он 1 апреля 2004 г. принят в ОАО «Шахтоуправление Котинское» старшим механиком по горнопроходческому оборудованию, 4 декабря 2005 г. уволен, 1 декабря 2006 г. принят в ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская» (с 7 мая 2007 г. - ОАО «СУЭК-Кузбасс») старшим механиком по забойному оборудованию, 18 ноября 2010 г. уволен.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) является незаконным, в связи с чем в трудовой стаж истца, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» подлежат включению спорные периоды работы, обоснованно назначив пенсию.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции с выводами суда согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 11 части 1 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.

Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;

- каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, - за 9 месяцев.

Подпунктом «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 предусмотрено, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников подлежит применению Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет».

Порядок применения данного Списка содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 2 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет».

Пунктом 3 указанного разъяснения установлен механизм исчисления стажа работникам, занятым на подземных работах, согласно которому в стаж подземной работы включается каждый полный год работы по ведущим профессиям (горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин) - за 1 год 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, - за 9 месяцев.

Списком № 1 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах», утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 в разделе I «Горные работы» подразделе «г» рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) позицией 1010100г-23485 предусмотрены механики (старшие механики, сменные механики); позицией 1010100г-20822 предусмотрены главные механики шахтостроительных и приравненных к ним управлений, их заместители (помощники); позицией 1010100г-24097 предусмотрены начальники участков, их заместители (помощники), выполняющие работы в подземных условиях.

Должность, в которой истец был занят в спорные периоды относится к профессиям и должностям перечисленных в пункте «г» раздела 1 «Горные работы» позиция 1010100г-23485. Выполнение вышеуказанных работ дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№400-ФЗ «О страховых пенсиях» при условии, если работник 50% и более рабочего времени в году (учетном периоде) был занят на подземных работах.

По указанному Списку № 1 следовало учитывать только ту работу, которая выполнялась в течение полного рабочего дня. При этом непосредственно подземная работа предусмотрена пунктами «а», «б» и «е» подраздела 1 раздела I Списка № 1 от 1991 г. Работа, предусмотренная пунктами «г» и «д» подраздела 1 раздела I Списка № 1, может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. с учетом разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. №5 не менее 80% рабочего времени.

С учетом изложенного, в специальный стаж, с наличием которого обуславливается возможность назначения мер дополнительной социальной поддержки в соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 10 мая 2010г. №84-ФЗ, могут быть учтены спорные периоды работы истца при условии подтверждения полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на подземных работах.

Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 10 апреля 2019 г. , выданную АО «СУЭК-Кузбасс», согласно которой Антонов А.В. работал в производстве (с особыми условиями труда): в шахте по добыче угля в подземных условиях с занятостью 50% и более рабочего времени с 1 апреля 2004 г. по 4 декабря 2005г. старшим механиком в ОАО «Шахтоуправление Котинское», с 1 декабря 2006 г. по 6 мая 2007 г. старшим механиком в ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская», с 7 мая 2007 г. по 31 декабря 2009 г. старшим механиком в ОАО «СУЭК-Кузбасс» шахта выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антонова А.В., в графе которой «особые условия труда», период работы Антонова А.В. в ОАО «Шахтоуправление Котинское» с 1 апреля 2004 г. по 26 ноября 2005 г., в ОАО «Инвестиционная компания «Соколовская» (ОАО «СУЭК-Кузбасс») с 1 марта 2007 г. по 7 августа 2008 г. указан код – 27-1, 1010100г-23485, т.е. подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, позиция 1010100г-23485 - механики (старшие механики, сменные механики), занятые на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени в году (в учетном периоде); выписки из табелей спусков в шахту (в том числе за декабрь 2004 г., январь, февраль 2007 г.), свидетельствующие о фактически отработанном времени истца в подземных условиях труда, в которых отражено количество рабочих дней в месяц, количество спусков в шахту, количество часов, отработанных истцом, из содержания которых следует, что в спорный период занятость Антонова А.В. на подземных горных работах составляла не менее 80% рабочего времени, принимая во внимание продолжительность ежедневной работы истца 8 часов, пришли к выводу о том, что спорные периоды могут быть включены в специальный стаж истца, требуемый для назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.

Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что суды, признавая решение ответчика незаконным в части невключения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии, не признали незаконным решение в части отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, на правильность выводов не влияет и не является основанием для отмены судебных актов.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллеги по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 августа 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-21660/2020 [88-693/2021 - (88-19955/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонов Анатолий Валентинович
Ответчики
ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске (межрайонное)
Другие
АО «СУЭК-Кузбасс»
Кустова Евгения Ивановна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шефер И.А.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
28.01.2021Судебное заседание
28.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее