Дело № 2а-239/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 23 ноября 2017 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Петриковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Новокривошеинского сельского поселения, обязании принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Новокривошеинского сельского поселения, выразившемся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязании принять указанные меры в срок до 01.12.2018 года.
В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» указал, что бездействие административного ответчика было установлено в ходе проверки исполнения Администрацией Новокривошеинского сельского поселения законодательства, регламентирующего вопросы погребения и похоронного дела.
Административный истец указал, что им заявлены исковые требования в защиту неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела может привести к нарушению прав граждан при оказании услуг по погребению.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала требования о признании незаконным бездействия Администрации Новокривошеинского сельского поселения и привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик - Администрация Новокривошеинского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направила, представив суду письменное заявление о признании иска в полном объеме и о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, участие которого судом не признано обязательным.
Суд, изучив доводы административного истца, признание административным ответчиком заявленных требований, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
В п. 19 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Новокривошеинского сельское поселение, принятого решением Совета Новокривошеинского сельского поселения № 5 от 15.12.2005, отражено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения Новокривошеинского сельского поселения.
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Создание специализированных служб предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно ст. 25 Закон о погребении, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 указанного закона, органы поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Закона о погребении установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (пункт 4 статьи 9 Закона о погребении).
Из положений ст. 29 Закона о погребении следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
В ходе проверки установлено, что на территории Новокривошеинского сельского поселения расположено два кладбища, однако специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не установлен. При проведении прокурором проверки от Главы Новокривошеинского сельского поселения был получен ответ об отсутствии на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Администрацией Новокривошеинского сельского поселения установленных требований законодательства по созданию на территории Новокривошеинского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение услуг по погребению.
На момент рассмотрения дела в суде нарушенное право неопределенного круга лиц не восстановлено.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просит обязать Администрацию Новокривошеинского сельского поселения в срокне более поздний, чем 01.12.2018.
Суд считает, что срок, которые просит установить прокурор для устранения выявленных нарушений, является разумным и достаточным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Кривошеинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Новокривошеинского сельского поселения.
Обязать Администрацию Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района в срок до 01.12.2018 создать на территории Новокривошеинского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: Д.Р. Серазетдинов
Решение суда на момент публикации не вступило в законную силу.