Решение от 30.04.2021 по делу № 02а-0263/2021 от 24.02.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

         30 апреля 2021 года г. Москва                                                                        

Хорошевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Наделяевой Е.И. при секретаре Адняеве М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-263/2021 (УИД 77 RS0031-02-2021-003143-33) по административному иску Пономарева Льва Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным включения в реестр, ненаправлении уведомления,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Пономарев Л.А. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным включения в реестр, ненаправлении уведомления, в обоснование указав, что 28.12.2020 Пономарев Л.А. был включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, полагает включение в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента незаконным и выполненным с нарушением порядка. Так, заявитель, как физическое лицо, не является средством массовой информации и не является иностранным агентом. В нарушение ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и п. 2 Порядка сведения о заявителе были включены в реестр, несмотря на отсутствие доказательств и документов, подтверждающих, что заявитель является средством массовой информации или иностранным агентом, распространяет сообщения, получая иностранное финансирование на эти цели. Заявитель не получал иностранного финансирования, за счет которого осуществлял публикации, обратного не доказано. В нарушение п. 14 Порядка, заявитель не получал уведомление о включении в реестр в установленный законом срок. В нарушение ст. 54 Конституции, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.12.2019 № 426-ФЗ, п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763, правила, регламентирующие порядок включения в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, и положения закона, устанавливающие возможность включения физического лица в вышеназванный реестр, были применены в отношении действий заявителя, предполагаемо совершенных им до вступления нормативно-правовых актов в законную силу. Административный истец просил суд признать незаконным включение Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2020 Пономарева Л.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; признать незаконным ненаправление Министерством юстиции Российской Федерации уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, информации о заявителе, в установленные законом сроки.

Административный истец Пономарев Л.А., представитель административного истца Искаков И.М. в судебное заседание явились, на удовлетворении административных исковых требований настаивали, по доводам приведённым в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Неверова Е.Е. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного иска, суду пояснила что, процедура включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента была соблюдена, уведомление было направлено административному истцу с задержкой.

Представитель заинтересованного лица Министерства иностранных дел РФ Кулакова Ю.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала, пояснила, что решение Минюста России о включении информации о Пономареве Л.А. в вышеуказанный реестр МИД России согласовал письмом от 23.12.2020 № 11873/дип. Согласование было произведено в рамка полномочий МИД России, установленных в части 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Москвы Радченко И.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения административного иска возражал, пояснил, что Прокуратурой Москвы была проведена проверка, документы направлены в Министерство юстиции РФ для рассмотрения вопроса о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по финансовому мониторингу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин имеет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (ч.5 ст. 6 Закона).

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч.6 ст. 6 Закона).

Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (ч.7 ст. 6 Закона).

        Приказом Минюста России от 24.09.2020 N 214 утверждены:

- порядок применения к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (приложение N 1);

        - порядок применения к физическому лицу или российскому юридическому лицу, распространяющим сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов, если такое лицо получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (приложение N 2);

        -порядок применения к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (приложение N 3).

Согласно абзацу третьего пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр, Минюст России включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

        Согласно пункту 6 статьи 2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на адрес.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» физическое лицо может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно:

распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет»);

и получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.

Кроме того, физическое лицо может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно:

распространяет сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвует в создании указанных сообщений и материалов;

и получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации (Закон о СМИ).

Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.

Как следует из материалов дела, в Министерство юстиции РФ 22.12.2020 из Прокуратуры Москвы поступили сведения о получении в августе 2020 г. Пономаревым JI.A. 02.09.1941 г.р. денежных средств от иностранных источников (около 4 тыс. долларов США от «Vsl Istekliu centras Atramos taskas» (Литва).

Также, по представленным сведениям Пономарев JI.A. давал комментарии сетевым изданиям «Голос Америки» и «Ideal.Реалии», включенным в реестр:

-   статья от 01.12.2020 под названием «Лукашенко и его заложники», размещенная        по        электронному        адресу: *;

-       статья от 19.12.2019 под названием «Мы, будто, все сидим в тюрьме», размещенная по электронному адресу: *;

-   статья от 09.03.2020 под названием «Следком Татарстана отказался расследовать избиение казанского активиста полицейским», размещенная по электронному адресу: *.

Также Пономарев Л.А. на своей персональной странице в социальной сети «Facebook» (*) 14.09.2020 распространил информационный материал Телеканала Настоящее Время, включенного в реестр (публикация под названием «Если бы Путин занял позицию народа Белоруссии, то был бы национальным героем. Вероника Цепкало - о протестах и позиции России»).

Имеет следующие персональные страницы в социальных сетях:

•                           «Facebook» (*);

•                           «Twitter» (*);

•                           «YouTube»

(*);

•                           «ВКонтакте» (*);

•                           «Instagram» (*);

•                           «Одноклассники» (*);

•                           «LiveJournal» *).

В открытом доступе на сайте «Эхо Москвы» (*) находится архив авторских публикаций Пономарева JI.A. Всего размещено более 460 материалов с ноября 2010 г. по настоящее время. Тематика публикаций - правозащитная, ситуация с нарушением прав и свобод человека в России (*).

В открытом доступе электронного периодического издания «Новая газета» (*) находится 12 авторских публикаций Пономарева JI.A. с сентября 2014 г. по настоящее время. Тематика материалов - общественно-политическая, затрагиваются темы голосования по Конституции Российской Федерации, прав и свобод граждан, осуждается        деятельность «силовиков» (*).

На основании представленных документов Минюстом России в МИД России направлено письмо о согласовании включения Пономарева Л.А. в Реестр.

Письмо о согласовании Министерством иностранных дел Российской Федерации включения сведений о Пономареве Л.А. в реестр поступило в Минюст России 23.12.2020.

Из информации содержащейся в письме Минюста России от 23.03.2021 следует, что заявление о включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента от Пономарева Л.А. не поступало.

На основании поступивших документов распоряжением (решением) Минюста России от 28.12.2020 № 1303-р Пономарев Л.А. включен в реестр.

13.01.2021 Минюст России направило Пономареву Л.А. уведомление об этом. Уведомление было направлено по адресу: *.

Поскольку на основании выявленных Минюстом России фактов, свидетельствующих о том, что Пономарев Л.А. получает денежные средства от иностранного источника и непосредственно участвует в политической деятельности, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое распоряжение о включении Пономарева Л.А. в Реестр; основанием к этому явились выше установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Пономарева Л.А. сведения, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона Российской Федерации №2124-1 «О средствах массовой информации». В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных Пономаревым Л.А. требований в полном объеме, в том числе и в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении уведомления. Согласно положениям Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, Минюст России направляет уведомление о принятом распоряжении. Уведомление Минюстом России было фактически направлено, что подтверждается копией конверта, оно было направлено по тому адресу, который был известен Минюсту России, что не свидетельствует о бездействии Минюста России. Уведомление о включении в реестр не влечет для административного истца нарушения его прав и законных интересов, поскольку данное уведомление носит информативный характер и не порождает дополнительных прав и обязанностей ни у него, ни у других лиц в отношении него. При этом права и обязанности лиц, включенных в реестр, возникают с даты издания соответствующего распоряжения (принятия решения).

Суд, находит доводы административного истца не состоятельными, не влекущими отмену оспариваемого распоряжения.

Согласно части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством:

сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на адрес, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента;

представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в по л го да);

документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально);

один раз в полгода размещать в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России.

Иных обязанностей на заявителя не возлагается, и, тем более, не нарушаются (не ограничиваются) его права, гарантированные ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, включение Пономарева Л.А. в реестр не нарушает и не ограничивает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

          ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

          ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

 

             ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

 

   ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2021 ░.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0263/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении
Истцы
Пономарев Л.А.
Ответчики
Министерство юстиции по г. Москве
Суд
Хорошевский районный суд Москвы
Судья
Наделяева Е.И.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
24.02.2021Регистрация поступившего заявления
25.02.2021Заявление принято к производству
25.02.2021Подготовка к рассмотрению
24.03.2021Рассмотрение
30.04.2021Вынесено решение
10.06.2021Обжаловано
11.11.2021Вступило в силу
23.12.2021Обжаловано в кассации
25.02.2021У судьи
17.03.2021В канцелярии
24.03.2021У судьи
13.04.2021В канцелярии
23.04.2021У судьи
12.05.2021В канцелярии
03.11.2021Направлено в апелляционную инстанцию
03.12.2021В канцелярии
30.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее