Дело <номер>а-254/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 июня 2020 года
Демидовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Егорова И.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Слободского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой <адрес> во исполнение задания прокураторы области проведена проверка соблюдения Администрацией Слободского сельского поселения <адрес> требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
Решением Совета депутатов Слободского сельского поселения <адрес> от <дата> <номер> утвержден перечень автомобильных дорог по Слободскому сельскому поселению <адрес>, в который включена, в том числе, дорога местного значения д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.
В силу ст. 3 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из ст. 12 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В статье 3 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.13 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пп. 4 п 9 Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от <дата> <номер>, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от <дата> <номер>, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В нарушение указанных требований законодательства, паспортизация автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м не проведена.
Несоблюдение Администрацией Слободского сельского поселения <адрес> требований законодательства, выразившееся в необеспечении организации паспортизации дорог общего пользования, создает угрозу дезорганизации нормативно установленной безопасности дорожного движения, вследствие чего ведет к нарушению соответствующих прав граждан, проживающих на территории указанного поселения, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования поселения, круг которых определить не представляется возможным.
В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Слободского сельского поселения <адрес> в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м; обязать Администрацию Слободского сельского поселения <адрес> в срок до <дата> организовать проведение паспортизации автомобильной дороги д Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.
Одновременно с подачей административного искового заявления прокурор ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со статьей 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом исполнена обязанность по извещению административного ответчика о наличии спора в суде, созданы условия реализации возможности представления возражений на административный иск.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству с указанием суда на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства направлена в адрес административного ответчика.
По ходатайству административного истца, в отсутствие возражений административного ответчика, определением суда от <дата> административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м; возложении обязанности устранить допущенные нарушения, определено рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, в соответствии с ч. 4 ст. 292 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
<адрес> от <дата> <номер>-з за сельскими поселениями области закреплен вопрос организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пп. 2 п.2 ст. 7 Устава Слободского сельского поселения <адрес>, принятого решением Совета депутатов Слободского сельского поселения <адрес> от <дата> <номер>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР от <дата>, определено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Согласно п. 1.2 ВСН 1-83, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ №ОС-28/1270-ис от <дата>, и закреплены в п.п. 4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с <дата> приказом Росстандарта от <дата> <номер>-ст.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов Слободского сельского поселения <адрес> от <дата> <номер> утвержден перечень автомобильных дорог по Слободскому сельскому поселению <адрес>, в который включена, в том числе, дорога местного значения д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м. (л.д.7-9).
<дата> прокуратурой <адрес> Главе муниципального образования Слободского сельского поселения <адрес> было внесено представление <номер> об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильных дорог поселения (л.д.10-11).
<дата> Главой муниципального образования Слободского сельского поселения <адрес> направлен ответ прокурору <адрес> на указанное представление, из которого усматривается, что в 2018году средства на паспортизацию автомобильных дорог в бюджете не заложены, будут заложены -в 2019 году. (л.д.12).
Решением Совета депутатов Слободского сельского поселения <адрес> от <дата> <номер> утверждены основные характеристики бюджета Слободского сельского поселения <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, при этом денежные средства на проведение паспортизации дорог поселения в бюджет заложены не были (л.д.13-16).
В муниципальной программе «Развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Слободского сельского поселения <адрес>» на 2019 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Слободского сельского поселения <адрес> от <дата> <номер> ( в редакции Постановлений от <дата> <номер>, <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер>,от <дата> <номер>, от <дата> <номер>), мероприятия по паспортизации дорог также не предусмотрены (л.д.17-19).
Таким образом, судом установлено отсутствие технического паспорта автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м., что подтверждает ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанностей по содержанию автомобильных дорог.
Поскольку технический паспорт дороги является единственным документов технического учета дороги и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, бездействие административного ответчика в части проведения паспортизации вышеуказанной автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по ней, гарантированные государством и обеспечиваемые путем исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора <адрес> законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что для оформления паспорта автомобильной дороги административному ответчику необходимо провести ряд организационных и технических мероприятий, суд считает необходимым возложить на Администрацию Слободского сельского поселения <адрес> обязанность в срок до <дата> организовать проведение паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.
Суд считает, что указанный срок является разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Слободского сельского поселения <адрес> в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.
Обязать Администрацию Слободского сельского поселения <адрес> в срок до <дата> организовать проведение паспортизации автомобильной дороги д. Агеевщина «<адрес>», протяженностью 800 м.
Об исполнении решения по настоящемуадминистративномуделу Администрации Слободского сельского поселения <адрес> необходимо сообщить в Демидовский районный суд <адрес> и прокурору <адрес> в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Демидовский районный суд <адрес>.
Судья И.И. Егоров