Решение по делу № 2-385/2018 от 09.06.2018

Гражданское дело № 2-385/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Яранск                                01 августа 2018 года

Яранский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Назаровой И.Е.

при секретаре Чернядьевой Т.Ю.

с участием прокурора Яранского района Кировской области Ильина Е.С.

представителей ответчиков: администрации Яранского района Кировской области – Бусыгиной Е.Л., администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области – Кочевой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яранского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яранского района Кировской области об организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области об осуществлении деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов,

установил:

Прокурор Яранского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Яранского района Кировской области об организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области об осуществлении деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Исковые требования обоснованы тем, что в результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что на территории Сердежского сельского поселения в 1000 м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны на земельном участке в кадастровом квартале № <...> имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов в виде сучьев ветвей, вершинок, древесных отходов от сноса и разборки зданий, отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, крупногабаритных отходов из жилищ, лом изделий из стекла, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы продукции и целлофана незагрязненные. Требования представления прокурора от 11.04.2017 об устранении нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами администрацией Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области не исполнены. Прокурор считает, что выявленные нарушения могут привести к нарушению биологической устойчивости окружающей среды, нарушают права граждан на благоприятную среду обитания, вредно воздействуют на человека, создают угрозу жизни и здоровью, в том числе будущих поколений, являются недопустимыми и подлежат устранению.

Принимая во внимание уточнение иска, прокурор просит обязать администрацию Яранского района Кировской области участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Сердежского сельского поселения, в 1000м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны на земельном участке в кадастровом квартале № <...>

Обязать администрацию Сердежского сельского поселения <адрес> участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Сердежского сельского поселения, в 1000м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны на земельном участке в кадастровом квартале № <...>

В судебном заседании прокурор Ильин Е.С. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Яранского района Кировской области Бусыгина Е.Л. исковые требования не признала, пояснила, что несанкционированная свалка расположена на земельных участках, находящихся в государственной неразграниченной собственности. Принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок относится к компетенции исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации. Соответствующие полномочия органам местного самоуправления в установленном порядке не делегированы. Муниципальный район не имеет возможности принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств района для осуществления предъявленных прокурором требований.

Представитель ответчика администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области Кочева В.Н. исковые требования не признала, поддержав доводы отзыва и позицию представителя ответчика администрации Яранского района Кировской области. Согласно отзыву на иск действующим законодательство не предполагает возложение на органы местного самоуправления сельских поселений обязательств по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов за счет средств местного бюджета

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддержал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Казакова Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного заседания извещена.

Изучив письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 11 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст.22 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены нормами №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст.13 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями абз. 16 ст.6 №8-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.17 Закона Кировской области №131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами - Правительства Кировской области.

    Согласно положениям п.14 ст.15 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Яранского района.

В соответствии с положениями ч.1, ч.3. ст.14 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1, ч.2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.5 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления в Кировской области» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям сельского поселения.

Согласно п.18 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Сердежское сельского поселение Яранского района Кировской области к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что постановлением администрации Яранского района Кировской области № <...> от 16.11.1993 администрации Мари-Ушемского сельского совета из земель колхоза «Лазуновский» в бессрочное /постоянное/ пользование предоставлен земельный участок для свалки сухого мусора на площади 1 га, в том числе пашни 0,60 га, пастбища 0,40 га.

Данным постановлением на администрацию Мари-Ушемского сельского Совета возложена обязанность обеспечить выполнение экологических требований и мер по охране прилегающих земель.

С данного момента земельный участок используется в качестве места для размещения отходов на территории Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области.

В 2012 году по результатам инвентаризации составлен паспорт объекта размещения твердых бытовых отходов. Согласно сведениям паспорта участок, на котором находятся отходы, относится к землям промышленности, фактическая площадь участка, на котором расположены отходы, 0,3 га, объем накопленных отходов составил 2,4 тыс.м3, массой 0,48 тыс. тонн., проектная мощность объекта 3,99 тыс.м.3. Обваловка, оканавливание объекта не выполнены, отсутствуют непроницаемые экраны.

По итогам инвентаризации объектов администрацией Яранского района принято решение о ликвидации данной свалки и транспортировке отходов на свалку в <адрес>.

Распоряжением Правительства Кировской области № 431 от 28.12.2013 свалка твердых бытовых отходов в <адрес> включена в перечень свалок, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации.

Прокуратурой Яранского района Кировской области в 2017 году проведена проверка соблюдения администрацией Сердежского поселения Яранского района Кировской области требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки в <адрес> Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области на земельном участке в кадастровом квартале № <...>, ориентир 1000 м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес>, установлена свалка твердых бытовых отходов, расположенных непосредственно на почве.

В адрес главы администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области направлено представление об устранении нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в части надлежащей организации мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области.

Администрацией Сердежского сельского поселения представление прокурора рассмотрено и дан ответ от 04.05.2017 № <...> об отсутствии в бюджете поселения на 2017 год денежных средств для ликвидации или рекультивации свалки и отсутствии возможности организовать транспортировку отходов на полигон ТБО <адрес>.

Земельный участок в кадастровом квартале № <...> с кадастровым номером № <...>, местоположение <адрес>, площадью 4315 кв.м. на основании договора аренды № <...> от 25.03.2013 предоставлена в аренду Казаковой Т.А. для строительства склада. Из пояснений Казаковой Т.А. в судебном заседании от 25.07.2018 следует, что на арендуемом земельном участке не осуществляется деятельность, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, обнаруженные на свалке.

Прокуратурой Яранского района Кировской области с участием главного специалиста эксперта ОООС и ЭБ по Яранскому району Симоновой О.Н. и прокурора Яранской районной прокуратуры Ильина Е.С. проведен рейд организации мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Сердежского сельского поселения.

Согласно сведением справки № <...> от 08.05.2018 в ходе проведения рейда осмотрена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на земельном участке в кадастровом квартале № <...> (ориентир 1000 м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес>). Общая площадь свалки 0,12 га, ориентировочный объем отходов не менее 1800 куб.м. Территория свалки не обнесена забором, не обвалована, не освещена, отсутствует шлагбаум. Состав отходов: сучья ветвей, вершинок, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, крупногабаритные отходы из жилищ, лом изделий из стекла, шины пневматические автомобильные отработанные, незагрязненные отходы продукции и целлофана. Земельный участок, на котором образована несанкционированная свалка, не имеет асфальтного либо иного стойкого химического покрытия. Складирование отходов происходит вне специально оборудованных объектов, что способствует загрязнению почвы. В справке сделан вывод о том, что данный способ размещения отходов является опасным для окружающей среды, а также для здоровья человека.

Администрацией Яранского района Кировской области подготовлен план-график закрытия свалок Яранского района Кировской области. Согласно данному плану–графику свалка твердых бытовых отходов в <адрес> подлежит закрытию 01.01.2019.

В соответствии с планом-графиком ликвидации свалок Яранского района Кировской области срок ликвидации свалки твердых бытовых отходов в <адрес> - 01.01.2024.

Постановлением администрации Яранского муниципального района Кировской области от 29.12.2017 № 905 утвержден паспорт муниципальной программы администрации Яранского района «Охрана окружающей среды на территории Яранского района». Данным паспортом предусмотрено решение задачи ликвидации накопленного ущерба в части объектов размещения бытовых отходов.

В соответствии с п.4.13"ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст несанкционированная свалка – это территория, используемая, но не предназначенная для размещения на ней отходов; свалка – это местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

Место для размещения отходов на указанной выше территории было санкционировано в 1993 году, как свалка для сухого мусора. Следовательно, данная территория предназначена для размещения на ней отходов, поэтому не является объектом несанкционированного размещения отходов. В связи с чем подлежит отклонению довод прокурора о том, что место размещения отходов в <адрес> является несанкционированной свалкой.

В тоже время территория, на которой складируются отходы, не соответствует требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов ст.12 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.

Территория, на которой складируются отходы, расположена на территории Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области. Местоположение указанной территории находится в пределах кадастрового квартала № <...>, территориально не уточнено.

Представитель ответчика администрации Яранского муниципального района Кировской области Бусыгина Е.Л. и представитель ответчика администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области Кочева В.Н. в возражениях на иск прокурора указывают, что земельный участок, на котором складируются отходы, относится к неразграниченной государственной собственности. Поэтому органы местного самоуправления муниципального района и сельского поселения не должны принимать участие в организации деятельности по обращению с отходами.

Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором размещены отходы, и государственная собственность на которые не разграничена, согласно п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
    Таким образом, суд приходит к выводу, что органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, на котором расположены отходы, является администрация Яранского муниципального района Кировской области. Данное обстоятельство также подтверждается договором аренды земельного участка № <...> от 25.03.2013, заключенным между Яранским муниципальным районом и Казаковой Т.А.

Примечанием к пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Суд приходит к выводу, что администрация Яранского муниципального района Кировской области, как и администрация Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду на территории сельского поселения в рамках исполнения полномочий, обязаны принять своевременные и необходимые властно-распорядительные меры по участию в организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Представленные в судебном заседании представителем администрации Яранского района Кировской области договора аренды земельного участка № № <...> от 25.03.2013, копия обращения от 13.07.2018 администрации Яранского района Кировской области в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, как и утверждение постановлением администрации Яранского муниципального района Кировской области от 29.12.2017 № 905 паспорта муниципальной программы администрации Яранского района «Охрана окружающей среды на территории Яранского района» подтверждают выполнение администрацией Яранского района некоторых, явно недостаточных мероприятий, в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии пп.17 п.2 ст.45.1 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сердежского сельское поселение подтверждают выполнение администрацией Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области полномочий в области благоустройства сельского поселения. Сведений о контроле за соблюдением Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сердежского сельское поселение в части сбора и вывоза отходов ответчиками не представлено.

Кроме того, отсутствие финансирования не является основанием для невыполнения ответчиками возложенных законом полномочий в области обращения с отходами на территории сельского поселения.

    Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Яранского района Кировской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Яранского района Кировской области к администрации Яранского района Кировской области, администрации Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области удовлетворить.

Обязать администрацию Яранского района Кировской области участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Сердежского сельского поселения, в 1000м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны на земельном участке в кадастровом квартале № <...>

Обязать администрацию Сердежского сельского поселения Яранского района Кировской области участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Сердежского сельского поселения, в 1000м. от автодороги <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны на земельном участке в кадастровом квартале № <...>

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 06.08.2018.

    

Судья                                     И.Е. Назарова

2-385/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яранского района Кировской области
Ответчики
Администрация Сердежеского сельского поселения Яранского района Кировской области
администрация Яранского района Кировской области
Другие
Министерство охрны окружающей среды Кировской области
Министерство энергетики и ЖКХ
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Судья
Назарова И.Е.
Дело на сайте суда
yaransky.kir.sudrf.ru
09.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2018Передача материалов судье
14.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
25.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Дело оформлено
24.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2020Дело оформлено
24.04.2020Дело передано в архив
29.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2020Дело оформлено
29.04.2020Дело передано в архив
01.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее