Мотивированное решение изготовлено 04.02.2019 г.
Дело № 2-573/2019 22 января 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мончак Т.Н.,
при секретаре Чабанюк Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистякова Олега Анатольевича, Самариной Татьяны Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «НАВИС» о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, указав, что 30.09.2015 между сторонами был заключен Договор №16/2015/Д2 участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого ответчик обязался передать дольщикам квартиру не позднее 30.06.2017 г.
Указывая, что квартира на момент подачи иска не передана, чем нарушены права истцов как потребителей, вследствие чего за просрочку исполнения обязательства с ответчика подлежит взысканию неустойка в сумме 359 678,31 руб. в равных долях в пользу каждого из истцов по состоянию на 30.07.2018г., и далее, начиная с 31.07.2018 г. в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства за каждый день просрочки до дня фактического исполнения обязательства, компенсацию морального вреда 200 000 рублей в равных долях, в пользу Чистякова О.А. расходы на оплату услуг представителя 24 200 рублей, штраф, предусмотренный ч.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей».
Истцы Чистяков О.А., Самарина Т.В. в судебное заседание не явились, доверили представлять свои интересы Малаховой Ю.В., которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Строительная компании «НАВИС» в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 30 сентября 2015 г. между Чистяковым О.А., Самариной Т.В. с одной стороны, и ООО «Строительная компании «НАВИС», с другой, был заключен Договор № 16/2015/Д2 участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, земли ЗАО «Щеглово» на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0957004:256, по условиям которого застройщик обязуется в предусмотренный договором срок с привлечением подрядных организаций построить малоэтажные многоквартирные жилые дома и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать участникам долевого строительства квартиру, определенную в настоящем договоре, а участники долевого строительства обязуются уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства по акту приема-передачи.
Согласно п.3.1 застройщик обязуется передать участникам долевого строительства квартиру по Акту приема-передачи не позднее 30 июня 2017 г., после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Стоимость квартиры по условиям договора 1 517 630 рублей. Обязанность по оплате стоимости жилого помещения исполнена истцами в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №647384 от 02.12.2015 года, аккредитивом №17940 от 01.10.2015 г.
В обоснование иска истцы указали, что квартира до настоящего времени не передана по акту приёма-передачи.
02.07.2018 г. истцы обратились в претензионном порядке к ответчику с требованием выплатить неустойку в связи с нарушением срока сдачи объекта.
Из положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу ч. 2 ст. 6 названного Закона в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.
Разрешая спор, суд, исходя из того, что квартира в установленный срок (не позднее 30.06.2017 г.) не была передана истцам по акту приема-передачи, приходит к выводу о том, что в силу ч. 2 ст. 6 названного закона истцы вправе требовать от ответчика уплаты неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства за период с 01.07.2017 по 30.07.2018 года.
В силу положений ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательства невозможности исполнения условий договора вследствие непреодолимой силы или иных причин, которые ответчик не мог предвидеть и преодолеть, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, в материалы дела не представлены.
Определяя размер неустойки, суд исходит из того, что размер неустойки, исчисленной в соответствии с пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за период с 01.07.2017 по 30.07.2018 года составляет 359 678,31 рублей (1 517 630 руб.*9/300*395 дня *2).
Ответчик не ходатайствовал о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ, в связи с чем суд взыскивает с ответчика неустойку в заявленном размере.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки либо ее сумма может быть ограничена.
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом- исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. В Случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженноети кредитору включается период расчета неустойки.
Таким образом, застройщик как коммерческая организация в случае нарушения срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства уплачивает гражданину - участнику долевого строительства неустойку в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки до дня фактического исполнения обязательства, то есть и на будущее время включительно.
Указанная позиция отражена в Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 г. № 11-КГ 18-21.
В указанной связи с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию неустойка за период с 31.07.2018 года по день фактического передачи квартиры в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора 1 517 630 рублей за каждый день просрочки до дня фактического исполнения обязательства.
Принимая во внимание, что настоящие правоотношения подлежат регулированию с учетом положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», суд исходя из положений ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», установив нарушение ответчиком права истца, как потребителя, приходит к выводу, что истец вправе требовать взыскания компенсации морального вреда.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд руководствуется требованиями разумности и справедливости, принимает во внимание, что истцы понесли нравственные страдания в связи с невозможностью получить жилое помещение в установленный договором срок, в связи с чем моральный вред подлежит компенсации в размере по 5 000 рублей в пользу каждого из истцов.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 184 839,16 руб. (369 678,31 руб./2).
С учетом положений ст. 98, 100 ГПК РФ суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца Чистякова О.А. о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб. с учетом частичного удовлетворения иска и требований разумности.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в связи с рассмотрением дела в суде в размере 7 096,78 руб., от оплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.07.2017 ░░ 30.07.2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 359 678 ░░░░░░ 31 ░░░░░░░: ░░ 179 839 ░░░░░░ 15 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.07.2017 ░░ 30.07.2018 ░░░░, ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 31.07.2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1/150 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 1 517 630 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 5 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ 184 839 ░░░░░░ 16 ░░░░░░: ░░ 92 419 ░░░░░░ 58 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7 096 ░░░░░░ 78 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░