ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Моршанск 20 июня 2018 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
федерального судьи Акимушкиной Т.Е.,
с участием прокурора прокуратуры города Моршанска Корневой Ю.В.,
при секретаре Гурьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Моршанска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алкужборковского сельсовета Моршанского района, Кокореву Виктору Павловичу об обязании принять меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой города проведена проверка по обращению М.О.А. о нарушении права свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования - <адрес> и <адрес> и их береговой полосе, находящейся в <адрес>.
В ходе проведения проверки было установлено, что на территории <адрес> в береговой полосе <адрес> в местах с координатами <данные изъяты>, установлены ограждения из деревянных брусков, которые находятся в урезе воды <адрес>, что ограничивает доступ населения к водному объекту и береговой полосе общего пользования.
Проверкой также установлено, что вблизи <адрес> имеется деревянный забор высотой <данные изъяты> м., протяженностью до <данные изъяты> м., отгораживающий доступ к <адрес>, и ее береговым полосам, что ограничивает доступ населения к водному объекту и береговой полосе общего пользования. Кроме того, на 1,5 км. участке <адрес> от ее впадения сооружено 7 гидротехнических сооружений, изменивших русло <адрес>. Указанные выше объекты установлены самовольно без каких-либо согласований.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования
механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов
общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе
для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания
плавучих средств.
Обследованием территории, проведенным Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области Московско-Окское территориальное управление, Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области, установлено, что береговая полоса <адрес> и <адрес> ограничена забором. В связи с чем в нарушение положений ст. 6 Водного кодекса РФ размещение данного ограждения является препятствием к свободному пользованию и доступу граждан к береговой полосе <адрес> и <адрес>.
По информации Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору Верхне-Донского Управления Ростехнадзора сведения о собственнике и 7 гидротехнических сооружений в Управлении отсутствуют.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения -плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
На основании ч.ч. 1, 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ правительством Российской Федерации утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения - постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Таким образом, законом установлен открытый доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, следовательно, береговая полоса реки в силу закона является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой части береговой полосы.
Водные объекты (<адрес>) предназначены для общего пользования, соответственно, к ним должен быть обеспечен свободный доступ ко всей береговой полосе. В силу изложенного установленные ограждения препятствует свободному доступу к водным объектам общего пользования и их береговой полосе в нарушение указанных выше норм Водного кодекса Российской Федерации.
Как показала проверка разрешения на возведение указанного ограждения и гидротехнических сооружений не выдавалось, и земельный участок для этих целей в пределах береговой полосы не отводился.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Вместе с тем проверка показала, что администрацией Алкужборковского сельсовета Моршанского района муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, в том числе расположенных в береговой полосе <адрес> и <адрес>, надлежащим образом не организован, что явилось следствием самовольного устройства забора, ограничивающего права граждан в пользовании водным объектом.
Кроме того, в силу п. 15 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. При реализации данных вопросов администрацией Алкужборковского сельсовета Моршанского района не были приняты меры по устранению препятствий в части использования водных объектов - <адрес>, для проведения отдыха на воде.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление исковых требований прокуратурой города в интересах неопределенного круга лиц к ответчику обусловлено тем, что отсутствие свободного доступа граждан к береговой полосе <адрес> нарушает принцип общедоступности водных объектов, а имеющиеся 7 гидротехнических сооружений могут повлечь ухудшение состояния окружающей среды, нарушить устойчивое функционирование естественной экологической системы рек.
На основании изложенного, прокурор города Моршанска просит обязать администрацию Алкужборковского сельсовета Моршанского района принять меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, путем организации сноса (разборки, демонтажа) безопасным способом деревянного ограждения в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты>, расположенного в <адрес>, деревянного забора, отгораживающего доступ к <адрес>, а также 7 гидротехнических сооружений на 1,5 км участке <адрес> от ее впадения в <адрес>.
Определением Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Моршанский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Определением Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечены администрация Моршанского района Тамбовской области, Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области.
Определением Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен Кокорев В.П.
В ходе рассмотрения дела прокурор города Моршанска неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил обязать Кокорева В.П. осуществить мероприятия по сносу (разборке, демонтажу) деревянных ограждений в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты>, а также деревянных ограждений, отгораживающих проход к <адрес>; обязать администрацию Алкужборковского сельсовета Моршанского района принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - 7 гидротехнических сооружений, расположенных на 1,5 км участке <адрес> от ее впадения в <адрес>.
В судебном заседании прокурор прокуратуры г. Моршанска Корнева Ю.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержала и просила обязать Кокорева В.П. осуществить мероприятия по сносу (разборки, демонтажу) деревянных ограждений в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты>, а также деревянных ограждений, отгораживающих проход к реке <адрес>; обязать администрацию Алкужборковского сельсовета принять меры по постановки на учет бесхозяйного имущества 7 гидротехнических сооружений, расположенных на 1,5 км участке <адрес> от ее впадения в <адрес>.
Представитель ответчика – глава администрации Алкужборсковского сельсовета Моршанского района Турапин А.В. с уточненными требованиями прокурора г.Моршанска, предъявленными к администрации сельсовета, был согласен, считая, что требования, предъявленные к Кокореву В.П., подлежат контролю.
Ответчик Кокорев В.П. и его представитель Сластухин С.М. возражали против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора г.Моршанска, поскольку оснований для их удовлетворения не имеется. Предмет спор отсутствует, все нарушения Кокоревым В.П. устранены.
Представитель третьего лица – Моршанского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - администрации Моршанского района Тамбовской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Прокуратурой города проведена проверка по обращению М.О.А. о нарушении права свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования - <адрес> и <адрес>, и их береговой полосе, находящихся в <адрес>.
В ходе проведения проверки было установлено, что на территории с.Алкужи Моршанского района в береговой полосе <адрес> в местах с координатами <данные изъяты> установлены ограждения из деревянных брусков, которые находятся в урезе воды <адрес>, что ограничивает доступ населения к водному объекту и береговой полосе общего пользования.
Проверкой также установлено, что вблизи <адрес> имеется деревянный забор высотой <данные изъяты> м., протяженностью до <данные изъяты> м., отгораживающий доступ к <адрес>, и ее береговым полосам, что ограничивает доступ населения к водному объекту и береговой полосе общего пользования.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования
механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов
общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе
для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания
плавучих средств.
Обследованием территории, проведенным Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области Московско-Окское территориальное управление, Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области установлено, что береговая полоса <адрес> и <адрес> ограничена забором. В связи с чем в нарушение положений ст. 6 Водного кодекса РФ размещение данного ограждения является препятствием к свободному пользованию и доступу граждан к береговой полосе <адрес> и <адрес>.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ правительством Российской Федерации утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения - постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Таким образом, законом установлен открытый доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, следовательно, береговая полоса рек в силу закона является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой части береговой полосы.
Водные объекты (<адрес>) предназначены для общего пользования, соответственно, к ним должен быть обеспечен свободный доступ ко всей береговой полосе. В силу изложенного установленные ограждения препятствуют свободному доступу к водным объектам общего пользования и их береговой полосе в нарушение указанных выше норм Водного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дело достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что ответчиком Кокоревым В.П. возведены деревянные ограждения в урезе воды <адрес>, географические координаты <адрес>, а также деревянные ограждения, отгораживающие проход к <адрес>
Постановлением отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Кокорев В.П. привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ за нарушение ст.6 Водного кодекса РФ №74-ФЗ от 03.06.2006 г. (установка забора в границах береговой линии <адрес>), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Кокорев В.П. привлечен к административной ответственности по ст.<данные изъяты> КоАП РФ за нарушение п.6 и п.8 ст.6 и ст.61 Водного кодекса РФ №74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (установка ограждения, препятствующего свободному доступу к водному объекту <адрес>, на земельных участках с кадастровым номером № и кадастровым номером №), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г.Моршанска и Моршанского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Кокорев В.П. привлечен к административной ответственности по ст<данные изъяты> КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно указанному постановлению при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ год в кадастровом квартале № в <адрес> расположены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые огорожены деревянными столбами с перекладинами. На указанных земельных участках установлен навес и вагончик. В конце ограждений имеются калитки с навесными замками, доступ на участки ограничен. Огороженные участки по вышеуказанному адресу использует Кокорев В.П. По данным Единого государственного реестра недвижимости Кокореву В.П. принадлежат на праве собственности три земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м. (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), № площадью <данные изъяты> кв.м. (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), № площадью <данные изъяты> кв.м. (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), расположенные в кадастровом квартале №. Произведенный в ходе проведения проверки обмер показал, что в территорию, огороженную Кокоревым В.П., вошли земельные участки с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м., а также земельные участки с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> и дорога общего пользования, расположенная в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м. Сведений о правах Кокорева В.П. на земельные участки с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м., № площадью <данные изъяты> кв.м. и дороги общего пользования, расположенной в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м., в ЕГРН не имеется. Земельные участки, расположенные в <адрес>, Кокореву В.П. не предоставлялись. <адрес> самовольно занятых участков составляет <данные изъяты> кв.м.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кокорев В.П. привлечен к административной ответственности по ст<данные изъяты> КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно указанному постановлению Кокореву В.П. принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В результате обмера принадлежащего Кокореву В.П. земельного участка установлено, что имеет место превышение площади огороженного земельного участка на <данные изъяты> кв.м. Кроме того, Кокоревым В.П. напротив принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № в кадастровом квартале № огорожен деревянными столбами с перекладинами земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., на котором расположен металлический контейнер с надписью «цемент, доставка», размещена автотехника, складируется строительный материал. Права Кокорева В.П. на земельный участок, расположенный по указанному адресу, в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м. отсутствуют. Таким образом, имеет место самовольное занятие Кокоревым В.П. земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Доводы стороны ответчика о том, что выявленные нарушения устранены, суд находит несостоятельными, поскольку опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Доказательств осуществления мероприятий по сносу (разборке, демонтажу) деревянных ограждений в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты>, а также деревянных ограждений, отгораживающих проход к <адрес>, стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах суд, исходя из того, что осуществлению права неопределенного круга лиц пользоваться водными объектами и их береговой полосой препятствует установка ответчиком ограждений в пределах береговой полосы, считает необходимым обязать Кокорева В.П. осуществить мероприятия по сносу (разборке, демонтажу) деревянных ограждений в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты> а также деревянных ограждений, отгораживающих проход к <адрес>.
Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что на 1,5 км. участке <адрес> от ее впадения сооружено 7 гидротехнических сооружений, изменивших русло <адрес>.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения (ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
Установленные ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» меры обеспечения безопасности ГТС не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности спорного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Статьей 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п.3).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
По мнению суда, необращение администрации Алкужборковского сельсовета Моршанского района в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п.3ст.225 ГК РФ, нарушает право неопределенного круга лиц на безопасное функционирование гидротехнических сооружений.
Сам по себе факт того, что сооружения расположены на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчику Кокореву В.П., не доказывает, что последний является правообладателем спорных сооружений. Сооружения расположены в границах администрации Алкужборковского сельсовета Моршанского района, в связи с чем обязанность по постановке их на учет как бесхозяйного имущества должна быть возложена на органы местного самоуправления, на территории которого имущество находится, то есть на администрацию Алкужборковского сельсовета Моршанского района.
Соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, делает возможным распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по его надлежащей эксплуатации и охране.
Таким образом, нарушенное право неопределенного круга лиц на безопасное функционирование гидротехнических сооружений может быть восстановлено путем возложения на ответчика обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорных гидротехнических сооружений.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию Алкужборковского сельсовета Моршанского района принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - 7 гидротехнических сооружений, расположенных на 1,5 км участке <адрес> от ее впадения в <адрес>.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования прокурора города Моршанска удовлетворить и обязать Кокорева В.П. осуществить мероприятия по сносу (разборке, демонтажу) деревянных ограждений в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты>, а также деревянных ограждений, отгораживающих проход к <адрес> обязать администрацию Алкужборковского сельсовета Моршанского района принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - 7 гидротехнических сооружений, расположенных на 1,5 км участке <адрес> от ее впадения в <адрес>.
Прокурор в соответствии с подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина при вынесении решения взысканию с ответчика администрации Алкужборковского сельсовета Моршанского района не подлежит. Суд считает необходимым в соответствии со ст.103 ГПК РФ взыскать с ответчика Кокорева В.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Моршанска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алкужборковского сельсовета Моршанского района, Кокореву Виктору Павловичу об обязании принять меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, удовлетворить.
Обязать Кокорева Виктора Павловича осуществить мероприятия по сносу (разборке, демонтажу) деревянных ограждений в урезе воды <адрес>, географические координаты <данные изъяты>, а также деревянных ограждений, отгораживающих проход к <адрес>.
Обязать администрацию Алкужборковского сельсовета Моршанского района принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - 7 гидротехнических сооружений, расположенных на 1,5 км участке <адрес> от ее впадения в <адрес>.
Взыскать с Кокорева Виктора Павловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: Т.Е.Акимушкина