Решение от 10.11.2021 по делу № 33а-4213/2021 от 22.10.2021

УИД 69RS0026-01-2021-001506-27

Дело № 2а-625/2021 (№ 33а-4213/2021) судья – Харази Д.Т.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Яшиной И.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

административное дело по апелляционной жалобе администрации Ржевского района Тверской области на решение Ржевского городского суда Тверской области от 14 июля 2021 года по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер к сносу признанных аварийными и расселённых многоквартирных домов, возложении обязанности на администрацию Ржевского района Тверской области осуществить снос аварийных и расселённых многоквартирных домов,

установила:

30 июня 2021 года Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В обоснование административного искового заявления указано, что межрайонной прокуратурой проанализирована деятельность администрации Ржевского района Тверской области по сносу аварийных домов. Установлено, что согласно паспорту муниципальной программы «Развитие строительного комплекса и жилищное строительство муниципального образования «Ржевский район Тверской области на 2014-2019 гг.», утвержденной постановлением главы Ржевского района Тверской области от 23 сентября 2013 года № 50 (в редакции постановления главы Ржевского района Тверской области от 30 декабря 2016 года № 65-па), администратором и исполнителем программы является администрация Ржевского района Тверской области. Одним из ожидаемых конечных результатов реализации адресной муниципальной программы является ликвидация аварийного жилищного фонда.

Согласно приложениям 3 и 3.1 к муниципальной программе «Развитие строительного комплекса и жилищное строительство муниципального образования «Ржевский район Тверской области на 2014-2019 г.г.» планируемая дата сноса аварийных домов, расположенных в Ржевском районе Тверской области по адресам: <данные изъяты> - не позднее 31 декабря 2017 года.

По результатам реализации адресной программы указанные дома расселены, однако меры по сносу домов администрацией Ржевского района не принимаются в связи с отсутствием бюджетных средств, что не отвечает приоритетным задачам в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Указанные дома, расположены в зоне застройки, в непосредственной близости от других жилых домов, и иных строений. Доступ в строения свободный. Строения частично деревянные, возможно возникновение пожара, а также их обрушение, чем может быть причинен вред жизни и здоровью пребывающих поблизости лиц. Наличием свободного доступа в неликвидированные аварийные дома создаются условия для совершения в них противоправных действий; возможно использование последних для употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, в том числе детьми и подростками; в целях подготовки к совершению террористических актов, складирования запрещенных предметов и веществ, в том числе использования в качестве тайников для хранения наркотических и психотропных веществ, чем создается реальная угроза причинению вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц и опасность для сохранения имущества третьих лиц. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик местности, в которой они расположены, сдерживают развитие инфраструктуры, принятие решений о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, что снижает инвестиционную привлекательность Ржевского района.

На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Ржевского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер к сносу признанных аварийными и расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории Ржевского района Тверской области по адресам: <данные изъяты> обязать администрацию Ржевского района Тверской области осуществить снос указанных аварийных и расселенных многоквартирных домов.

В письменном отзыве на административный иск администрация Ржевского района Тверской области просила суд предоставить шестимесячный срок на снос указанных прокурором в административном иске домов, ссылаясь на невозможность осуществления сноса по причине не отключения подачи электроэнергии в признанные аварийные и расселенные дома, на недостаточность бюджетных средств, на заключенные с гражданами соглашения о сносе домов собственными силами и частично произведенный снос домов, находящихся по адресам: <данные изъяты>

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Ржевского межрайонного прокурора Дмитриева Л.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, указав, что по настоящее временя администрацией снос аварийных домов не осуществлен, денежные средства на снос в бюджет Ржевского района не заложены, администрация должна исполнить административные требования в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. Довод административного ответчика о невозможности сноса домов по причине подключенной электроэнергии является несостоятельным, поскольку в судебном порядке администрация не обращалась к поставщику электроэнергии о прекращении подачи электроснабжения.

Представитель административного ответчика, администрации Ржевского района Тверской области Петрова А.Н., в судебном заседании суда первой инстанции поддержала письменный отзыв на административный иск, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Решением Ржевского городского суда Тверской области от 14 июля 2021 года административное исковое заявление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ржевского района Тверской области удовлетворено.

Признано незаконным бездействие администрации Ржевского района Тверской области, выразившиеся в непринятии мер к сносу признанных аварийными и расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории Ржевского района Тверской области по адресам: <данные изъяты>

На администрацию Ржевского района Тверской области возложена обязанность в течение четырёх месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить снос аварийных и расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории Ржевского района Тверской области по адресам: <данные изъяты>

В апелляционной жалобе администрация Ржевского района Тверской области ставит вопрос об изменении решения суда в части срока исполнения возложенной судом обязанности, просит предоставить администрации на осуществление сноса аварийных домов шестимесячный срок.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции принято без учета обстоятельств, препятствующих его исполнению. Отключение аварийных домов от электроэнергии осуществлено только в июле 2021 года. Для финансирования сноса указанных домов необходимо внесение изменений в бюджет Ржевского района Тверской области.

Кроме того, для осуществления сноса домов и снятия их с регистрационного учета с прекращением права собственности на них необходимо проведение предусмотренных законодательством процедур: подготовки специалистом по результатам обследования объекта капитального строительства проекта организации работ по сносу аварийного дома, подготовки техническим заказчиком сметы на снос объекта капитального строительства, предварительного оформления уведомления о планируемом сносе и последующего оформления уведомления о завершении сноса, составления кадастровым инженером акта обследования, обращения в Росреестр с заявлением о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности на снесенный дом.

В письменных возражениях Ржевского межрайонного прокурора Тверской области на апелляционную жалобу выражается несогласие с доводами апеллянта, полагает решение суда принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Ржевского района Тверской области Русакова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по указанным в ней основаниям, просила увеличить срок исполнения возложенной обязанности до шести месяцев.

Прокурор Валайтус А.А. поддержала доводы возражений на жалобу, полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Иные участники процесса о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со статьей 15ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденногоПостановлениемПравительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

На основании статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Из материалов административного дела следует, что постановлением главы Ржевского района Тверской области от 23 сентября 2013 года № 50 утверждена муниципальная программа «Развитие строительного комплекса и жилищное строительство муниципального образования «Ржевский район Тверской области на 2014-2019 гг.», действующая в редакции постановления главы Ржевского района Тверской ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ № 65-░░.

░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 3 ░ 3.1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 84 ░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 180 ░░░ ░░.

░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ 9 ░░░░░░ 227 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309 - 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33а-4213/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ржевский межрайонный прокурор Тверской области
Ответчики
Администрация Ржевского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Сельхова Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
10.11.2021Судебное заседание
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее