Судья: Гришакова Н.Б.                                                                дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>, М. <данные изъяты>                                              12 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе:

председательствующего: Мирошкина В.В.,

судей: Данилиной Е.А., Смольянинова А.В.,

при помощнике судьи Дужановой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УрМ. М. Б. к Г. М. <данные изъяты> «Балашихинский техникум», Министерству образования М. <данные изъяты>, Министерству социального развития М. <данные изъяты> об обязании дать ответ по существу, об обеспечении образованием и обучением, изменением контрольных цифр приема,

    по апелляционной жалобе УрМ. М. Б. на решение Балашихинского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Смольянинова А.В., объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Истец УрМ. М.Б. обратился в суд с данным иском в обоснование указав, что с 2013 года он является инвалидом, в период с 2016 года по 2021 год ему неоднократно было отказано в зачислении на обучение за счет бюджетных ассигнований (средний балл аттестата 3,27). Ответами директора ГПОУ «Балашихинский техникум» от 18.11.2021г., 30.12.2021г. в определении истца в рамках сопровождения инвалидов М. <данные изъяты> было отказано.

09.04.2022г. истец обратился в региональный центр сопровождения инвалидов, организованный на базе БПОО «Балашихинский техникум» и просил сообщить на какие специальности он может поступить на обучение за счет бюджетных мест при среднем балле аттестата 3,27. Ответами от 05.05.2022г. и 10.06.2022г. ему даны разъяснения, что действующим законодательством не предусмотрены льготы для инвалидов, так же сообщено, что необходимо определиться с выбором профессии, в том числе через соответствующие консультации, ответ на конкретный вопрос, на какие специальности он может поступить - отсутствует.

Ответом заместителя министра образования от 27.05.2022г. ему были рекомендованы специальности с учетом его балла аттестата.

Истец полагает, что ему не были даны ответы по существу на его обращения, в связи с чем истец просит суд: обязать БПОО «Балашихинский техникум» дать ответ по существу поставленных вопросов: указать в какие учебные заведения М. <данные изъяты> и по каким специальностям истец может быть зачислен с учетом среднего балла аттестата за счет бюджетных ассигнований; обязать министерство образования М. <данные изъяты> обеспечить истца средним профессиональным образованием и обучением по специальности «медицинская оптика в ГАПОУ ПК «Энергия», изменить контрольные цифры приема по указанной специальности в сторону увеличения с целью реализации права истца на бесплатное среднее профессиональное образование.

Решением Балашихинского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Судом установлено, что истец УрМ. М.Б. является инвалидом детства и имеет средний балл аттестата 3,27. Ответом Г. М. <данные изъяты> «Балашихинский техникум» от 5.05.2022г. <данные изъяты> ему разъяснен порядок зачисления на обучение по региональным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований, так же разъяснено, что прием заявлений на зачисление на обучение производится с <данные изъяты> по <данные изъяты> на основании личного заявления.

Ответом Г. М. <данные изъяты> «Балашихинский техникум» от <данные изъяты> <данные изъяты> повторно разъяснено, что в период 2016-2019 г.г. он не был зачислен для обучение из-за недостаточного уровня аттестационного балла, разъяснено, что истец может поступить на любые специальности за счет бюджетного финансирования если у него не имеется противопоказаний и средний балл аттестата будет равен и выше установленного проходного балла для требуемой специальности, так же истцу подробно повторно разъяснен порядок зачисления, так же истцу было разъяснено, что он может обратиться в региональный центр для получения консультации по выбору специальности.

Ответом Министерства образования М. <данные изъяты> от <данные изъяты> за <данные изъяты> истцу так же разъяснен установленный законом порядок поступления для обучения за счет бюджетных средств, перечислены учебные заведения, которые осуществляют обучение, а так же приведены ссылки на ранее данные 11 аналогичных обращения истца. Ответом от <данные изъяты> за <данные изъяты> истцу направлена информация о среднем балле аттестатов в рамках приемной кампании 2021-2022г.г. по специальностям.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от <данные изъяты> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

Названной нормой предусмотрено, что при превышении численности поступающих количеству «бюджетных мест», образовательное учреждение вправе выбрать из числа абитуриентов лучших, учитывая результаты освоения поступающими общеобразовательной программы, результаты индивидуальных достижений и иное.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).

Частью 4 статьи 100 Федерального закона <данные изъяты>-Ф3 закреплено, что порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета М. <данные изъяты> по профессиям и специальностям распределяются Министерством в соответствии с Порядком установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностями направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета М. <данные изъяты>, утвержденным приказом министра образования М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; 2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; 3) интеграцию в общество (ч.2 ст.19 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов (ч.4 ст.19 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Ответом Министерства образования М. <данные изъяты> от <данные изъяты> за <данные изъяты>ТГ-6634/15-02 истцу так же разъяснен установленный законом порядок поступления для обучения за счет бюджетных средств, перечислены учебные заведения, которые осуществляют обучение, а так же приведены ссылки на ранее данные 11 аналогичных обращения истца. Ответом от <данные изъяты> за <данные изъяты> истцу направлена информация о среднем балле аттестатов в рамках приемной кампании 2021-2022 г. по специальностям.

Как следует из представленных суду ответов, ответчиками М. <данные изъяты> «Балашихинский техникум» и Министерством образования М. <данные изъяты> давались истцу подробные разъяснения о порядке зачисления для получения среднего профессионального образования. Доказательств того, что ответчики препятствуют истцу в получении среднего профессионального образования суду не представлено, истцу представлена полная и подробная информация о специальностях и профессиях, по которым проводится обучение в конкретных образовательных учреждениях за счет бюджетных средств с указанием по каждой специальности среднего проходного балла. Так же истцу неоднократно разъяснялось, что средний проходной балл определяется ежегодно исходя из количества бюджетных мест и поданных на зачисление заявлений, до начала зачисления установить конкретный размер проходного балла для зачисления на конкретную специальность невозможно.

Согласно представленной суду информации для зачисление на обучение за счет бюджетных средств по специальности «медицинская оптика» в 2021-2022 г. составлял 4,05 балла, что существенно выше балла аттестата истца.

В соответствии с положениями статьи 100 Федерального закона <данные изъяты>-Ф3 РФ ответчики не наделены правом самостоятельного изменения контрольных цифр приема абитуриентов, в т.ч. путем их произвольного снижения, иное бы означало нарушение бюджетного законодательства и не обеспечение оплаты обучения за счет бюджетного финансирования.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе судебного рассмотрения не установлено нарушения прав истца на получения среднего специального профессионального образования, в связи с чем исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение.

Доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к иной оценке установленных судом обстоятельств и переоценке доказательств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

Решение суда первой инстанции полностью соответствует требованиям норм процессуального и материального права, судебная коллегия считает его законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, которые могли бы повлечь отмену решения суда, в том числе и безусловную (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

     ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-12701/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Урман Марк Борисович
Ответчики
ГБПОУ Балашихинский техникум
Министерство социального развития за счет населения МО
Министерство образования МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Смольянинов А.В.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее