УИД: 78RS0016-01-2023-001620-22
Дело № 2-2314/2024 21 мая 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Жужговой Е.С.,
при секретаре Степновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 об обязании совершить определенные действия.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в исковом заявлении просит обязать ответчика в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу привести исторические оконные заполнения в соответствие с историческим обликом, указанном в предмете охраны распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ № в жилом помещении № по адресу: <адрес> В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в результате проведенной им совместно с КГИОП ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в данном объекте отделка интерьеров выполнена современными материалами, оконные заполнения металлопластиковые. Указанные работы выполнены в отсутствии проектной документации, согласованной КГИОП, и без разрешения КГИОП на их производство.
Представитель истца, представитель КГИОП в судебное заседание явились, иск поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, представили письменное возражения.
Представитель третьего лица ОО «УК «Петербургский дом-центр» в судебное заседание явилась, решение оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 Закона 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях Закона 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона 73-ФЗ, п. 3.47 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры уполномочен осуществлять региональный государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге.
На основании п. 1 ст. 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Требования выполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия относятся к административным и публичным правоотношениям в сфере исполнения соответствующим органом властных полномочий по осуществлению государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 5 ст. 16.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Законом № 73-ФЗ до принятия решения о включении его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении его в реестр.
Пунктом 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 47.2 данного Закона предусмотрено, что собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан организовать проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона.
В силу статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников, производство работ, затрагивающих существенные характеристики внешнего облика охраняемого памятника проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно выписке из ЕГРН <адрес> на праве собственности принадлежит ФИО2.
В результате проведенной истцом совместно с КГИОП ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в данном объекте отделка интерьеров выполнена современными материалами, оконные заполнения металлопластиковые.
Указанные работы выполнены в отсутствии проектной документации, согласованной КГИОП, и без разрешения КГИОП на их производство.
В соответствии с приказом КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» дом по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия «Дом ФИО3».
Распоряжение КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден перечень предмета охраны объекта «Дом ФИО3», а именно историческое оконные проемы (проем по 1-й световой оси по Почтамтской ул. в уровне 1-го этажа перерублен в дверной (с устройством крыльца); проем по <адрес>. в уровне цокольного этажа перерублены в дверные (с устройством приямков) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные. Полуциркульные), включая балконные проемы, окна-люкарны; исторический рисунок материал (дерево) и цвет (по результатам натурных и архивных исследований оконных заполнений /л.д. 10/.
Вместе с тем, согласно представленного стороной ответчика заключения строительно-технической экспертизы №-Д от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 97-115/, исторический облик фасада здания (его внешний вид со стороны, обращенный на <адрес>) по адресу: <адрес> с учетом замены окон в <адрес> сохранен. Из заключения эксперта следует, что визуальным методом определено, что окна <адрес> не имеют отличий по внешнему виду от имеющихся на фасаде многоквартирного здания (обращенного на <адрес>) деревянных окон /л.д. 112/.
Также из представленных в материалы дела архивных фотографий от ДД.ММ.ГГГГ и фотографий окон спорной квартиры сделанных в ДД.ММ.ГГГГ следует, что окна имеют однообразный вид, местоположение, габариты, конфигурация, рисунок материал (дерево) и цвет оконных блоков ДД.ММ.ГГГГ соответствуют оконным блокам ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного, а также заключения эксперта, суд приходит к выводу, что истцом, а также КГИОП не представлено доказательств того, что оконные заполнения <адрес> по адресу: <адрес> не соответствуют историческому облику, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: Жужгова Е.С.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.