Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-1164/2021 - (16-6719/2020) от 21.12.2020

                                                 № 16-1164/2021

            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск                              20 февраля 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу Сутормина Владимира Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Курчатовского районного суда города Челябинска от 04 сентября 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 05 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сутормина Владимира Николаевича,

установил:

        постановлением судьи Курчатовского районного суда города Челябинска от 04 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 05 ноября 2020 года, Сутормин Владимир Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

        В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Сутормин В.Н. просит их отменить, считая незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяя понятие экстремистской деятельности (экстремизма), относит к нему пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (абз. 10 п. 1 ст. 1). Запрет на использование указанной символики, равно как и административная ответственность за его нарушение (ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), представляет собой меру, направленную на противодействие нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу ст. 13 (ч. 5) Конституции Российской Федерации.

Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 № 2480-О).

Основанием для привлечения Сутормина В.Н. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о выявлении 15.06.2020 сотрудниками МВД России по Челябинской области факта размещения Суторминым В.Н. в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на персональной странице пользователя «Вован Мудрый» (электронный адрес https://vk.com/id298103128) в социальной сети «Вконтакте» для публичного обозрения неопределенного круга лиц, графическое изображение символики общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство».

По данному факту заместителем прокурора Курчатовского района г.Челябинска советником юстиции <данные изъяты> 03.09.2020 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Сутормина В.Н., действия которого квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Сутормина В.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, вызывают сомнения в связи со следующим.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Субъективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется умыслом. В рамках настоящего дела обязательному выяснению подлежал факт наличия действия, выражающиеся в публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Привлекая Сутормина В.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного исходил из доказанности факта публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики, публичного демонстрирования которых запрещены федеральными законами. В качестве доказательств, подтверждающих совершение Суторминым В.Н., описанного выше административного правонарушения, в материалы дела представлено: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Сутормина В.Н. от 03.09.2020; сведения СПО СК АС «Российский паспорт» в отношении Сутормина В.Н. о том, что он зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> скриншот персональной страницы с адресом https://vk.com/id298103128) содержащей сведения о размещении нацистской символики, рапорта, снимки экрана, акт осмотра, письмо ООО «В Контакте».

Между тем, представленных в материалы дела сведений недостаточно для установления указанных обстоятельств.

        В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Суторминым В.Н. последовательно отрицался.

        Согласно ответу на запрос от ООО «ВКонтакте» при регистрации аккаунта «Вован Мудрый» https//vk.com/tartariya56 (https://vk.com/id298103128) был указан электронный почтовый ящик <данные изъяты> и абонентский номер <данные изъяты>, регистрация аккаунта произведена 24.03.2015 с ip-адреса <данные изъяты>.252; последнее посещение осуществлено 11.07.2020 с ip-адреса <данные изъяты>168.

        Из справки ПАО «Ростелеком» №1970 от 09.10.2019 следует, что доступ в сеть производилась с ip-адреса <данные изъяты>.54 (провайдер ПАО «Ростелеком»), договор заключен с гр. Суторминым Владимиром Николаевичем, адрес подключения: г<данные изъяты> тел. <данные изъяты>, логин <данные изъяты>

        Вместе с тем, обстоятельства того, что аккаунт https//vk.com/tartariya56 (https://vk.com/id298103128) зарегистрирован на Сутормина Владимира Николаевича, <данные изъяты> г.р., доступ на аккаунт осуществлялся с ip-адреса <данные изъяты>.54, судами не исследовались.

        Согласно акту осмотра от 15.06.2020 изображение с символикой организации под названием «Русское национальное единство» размещено 07.09.2019, вместе с тем из справки ПАО «Ростелеком» №1970 от 09.10.2019 следует, что интернет-сессия осуществлялась Суторминым В.Н. в период 16.09.2019 03:58:58 - 23:59:36.

        Таким образом, имеющиеся сомнения в обоснованности предъявленного Сутормину В.Н. обвинения не устранены, при рассмотрении дела указанные сомнения подлежали разрешению путем истребования в обществе с ограниченной ответственностью «В Контакте» информации о том, с какого ip-адреса осуществлялся доступ 07.09.2019 (дата размещения изображения) на аккаунт https//vk.com/tartariya56 (https://vk.com/id298103128), либо путем установления информации о том за каким конкретно физическим лицом зарегистрирован аккаунт https//vk.com/tartariya56 (https://vk.com/id298103128).

Допущенное нарушение является существенным и не устранено судьей областного суда при пересмотре постановления судьи районного суда, что не позволяет признать состоявшийся по делу судебный акт законным.

С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Челябинского областного суда от 05 ноября 2020 года подлежит отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Челябинский областной суд.

На основании изложенного, руководствуясь статей 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

    постановил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░                      ░░░░░░░░░ ░.░.

16-1164/2021 - (16-6719/2020)

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С НАПРАВЛЕНИЕМ НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Ответчики
СУТОРМИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Челябинская область)
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее