Судья Щербакова А.В.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-8977/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2021 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Губаревич И.И., Черемных Н.К.,
при секретаре Тарасенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1775/2021 по иску Степаниденко Лидии Валерьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе истца Степаниденко Л.В. на решение Братского городского суда Иркутской области от 03 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Степаниденко Л.В. в обоснование исковых требований указала, что 21 января 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»). Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 03 марта 2021 года № 37/1 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С указанным решением ответчика она не согласна, так как с учетом суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» ее стаж работы составляет 14 лет 1 месяц 28 дней. Таким образом, она считает, что имеет достаточный страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера при суммировании периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для назначения страховой пенсии по старости с учетом положений, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
С учетом уточнений Степаниденко Л.В. просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 03 марта 2021 года № 37/1 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 21 января 2021 года, со дня обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 23 августа 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Братске и Братском районе Иркутской области на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 03 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Степаниденко Л.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что при рассмотрении заявления ответчик незаконно не суммировал стаж ее работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Филатова С.А., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции истец не явилась, извещена надлежащим образом, в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
Заслушав доклад судьи, представителя ответчика Бражникову О.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения Степаниденко Л.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 января 2021 года Степаниденко Л.В., Дата изъята , зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 29 декабря 2005 года, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской от 03 марта 2021 года № 37/1 Степаниденко Л.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и стажа работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с оспариваемым решением, стаж Степаниденко Л.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составил 15 лет 04 месяца 08 дней при требуемом 17 лет; стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 2 года 07 месяцев 22 дня при требуемом 12 лет; страховой стаж составил 22 года 3 месяца 21 день, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П – 26 лет 10 месяцев 2 дня, при требуемом 25 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Степаниденко Л.В. не имеет требуемого стажа работы в особых природно-климатических условиях для досрочного назначения страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», законные основания для суммирования (перерасчета) указанного стажа в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствуют, по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» истец не достигла необходимого возраста.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции об отказе в суммировании стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по данному основанию правило о приведении стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к стажу работы в районах Крайнего Севера, не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанный Закон, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется иное правило подсчета стажа, а именно, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Ссылка истца на возможность применения к разрешению настоящего спора положений п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» несостоятельна.
Так, в силу п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений ч. 3 ст. 35 данного Закона) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, при назначении пенсии по данному основанию возможно приведение стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к стажу работы в районах Крайнего Севера, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что у истца, родившей двоих детей, отсутствует необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении пенсии и признании за истцом права на назначение пенсии по указанному основанию.
Основания для назначения досрочной страховой пенсии по п. 6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, также не имелось, учитывая время, отработанное в районах Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера местностях, и возраст истца на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости и принятия пенсионным органом решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом первой инстанции правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 03 сентября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.Л. Васильева
Судьи И.И. Губаревич
Н.К. Черемных
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 ноября 2021 г.