Дело № 2а-1107/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Тороповой А.С.,
с участием старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Романовой О.В.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Мусиенко С.А.,
административного ответчика Козлова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении Козлова Владимира Александровича,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить осужденному Козлову В.А. административный надзор на срок 3 года, а также установить ему на этот период административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование требования указано, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Козлова В.А. оканчивается 12 февраля 2020 года, он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение, в том числе, особо тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанное обстоятельство в силу закона является основанием для установления административного надзора.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области Мусиенко С.А. административное исковое заявление поддержал.
Административный ответчик Козлов В.А. в судебном заседании с административным иском не согласился, указав, что не имеет гражданства Российской Федерации, поэтому оснований для установления в отношении него административного надзора не имеется.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
На основании ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пункт 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании установлено, что Козлов В.А., ******, осужден приговором Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20.05.2009 за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 105 УК РФ, относящиеся в том числе, к категории особо тяжких, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 1 год.
Срок отбывания наказания исчислен с 13 февраля 2008 года.
По представлению администрации ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области постановлением начальника названного исправительного учреждения от 16 января 2012 года Козлов В.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В настоящее время Козлов В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, где характеризуется отрицательно, срок отбывания наказания оканчивается 12 февраля 2020 года.
Принимая во внимание, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд приходит к выводу об установлении в отношении Козлова В.А. административного надзора.
Так, Козлов В.А. являясь совершеннолетним, освобождается из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение, в том числе, особо тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.
Из материалов дела видно, что злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания Козлов В.А. признавался за нарушение установленного порядка отбывания наказания уполномоченным должностным лицом.
Принятие такого решения предусмотрено ст. 116 УИК РФ, в суде указанное постановление не оспаривалось, незаконным оно не признавалось.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить Козлову В.А. административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку с учетом поведения административного ответчика в период отбывания наказания (поощрениями отмечен не был, многократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, в том числе, с водворением в штрафной изолятор), категории тяжести совершенных преступлений, суд приходит к выводу, что указанное ограничение будет в наибольшей степени отвечать задачам административного надзора.
Кроме того, с учетом характера и обстоятельств преступления, за которое Козлов В.А. имеет судимость (по приговору от 20.05.2009 преступление совершено в ночное время), в отношении административного ответчика необходимо установить административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор Козлову В.А. следует установить на срок три года.
Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора, поскольку он не имеет гражданства Российской Федерации, судом отклоняются.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в абз. 6 п. 3 Постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Обстоятельств незаконности проживания (пребывания) Козлова В.А. на территории Российской Федерации из материалов дела не усматривается, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области не имеется.
На основании изложенного, для предупреждения совершения Козловым В.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении Козлова Владимира Александровича удовлетворить.
Установить Козлову Владимиру Александровичу, ******, административный надзор на срок три года.
На период административного надзора установить Козлову Владимиру Александровичу административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Козлова Владимира Александровича, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Козлова Владимира Александровича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Л.А. Шарпалова