Дело № 2-1153/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2016 года город Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Маргиной СВ.,
при секретаре Саламатовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Администрации г. Кургана о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности. В обосновании иска указала, что является сиротой. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей ГКОУ «Курганский областной детский дом № 1», проживала в нем и находилась на полном государственном обеспечении. С момента совершеннолетия истец проживала в <адрес>. Распоряжением главы города Кургана истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец указывает, что обратилась в Администрацию города Кургана с заявлением о включении её в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Кургана, однако ей в этом было отказано.
Просит суд обязать Администрацию города Кургана включить ФИО7 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Кургана с момента её обращения в Администрацию города Кургана по вопросу постановки в очередь для получения специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец ФИО7, представитель истца на основании ордера ФИО13 на исковых требованиях настаивали, дали пояснения согласно доводам иска.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана на основании доверенности ФИО14 с исковыми требованиями не согласилась.
Представители третьих лиц Правительства Курганской области, Главного управления образования Курганской области, отдела опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации г. Кургана в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом согласия сторон, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Согласно справке Департамента социальной политики Администрации города ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании распоряжения главы местного самоуправления, мэра города ФИО11 №-р от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., определена в детское государственное учреждение, за несовершеннолетней закреплено жилье по адресу: <адрес>
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на полном государственном обеспечении в ГКОУ «Курганский областной детский дом № 1», что подтверждается справкой данного образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был заключен договор № бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан РФ, согласно которому истцу была предоставлена в собственность одна комната в пятикомнатной <адрес>, общей площадью 13,7 кв.м., жилой площадью 10,6 кв.м., оформлено право собственности.
Однако истцом было произведено отчуждение данного жилого помещения, поскольку оно находится на 5 этаже и истец, при наличии заболевания с детства, с детьми не имела возможности подниматься в указанную комнату без посторонней помощи.
Согласно сведениям Росреестра ФИО7 является собственником жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 44, 2 кв.м.
Согласно свидетельству о заключении брака серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО17 ФИО9 вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – «ФИО16», жене – «ФИО16».
Истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается карточкой очередника, представленной в материалы дела.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию города ФИО11 с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства истец пояснила, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города ФИО11, она поясняла, что является сиротой, ей предложили заполнить заявление установленной формы для всех обращений на улучшение жилищных условий, данное обстоятельство Администрацией города ФИО11 не оспаривалось.
На момент обращения истца ДД.ММ.ГГГГ ее обеспеченность жильем составляла менее учетной нормы ( 13,7 : 3 ).
Постановлением Администрации города ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО17 ФИО9 до подхода очереди предоставлена комната № общей площадью 16 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, на состав семьи два человека.
В настоящее время истец состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>
Также истец является матерью троих детей: ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о рождении, представленными в материалы дела.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем закреплены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
ФИО7 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из изложенного следует, что с 1 января 2013 года обязанность по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 года № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее – орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение возложены на органы местного самоуправления Курганской области.
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенных обстоятельств, а также учитывая тот факт, что ФИО7 обратилась в Администрацию города Кургана ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до достижения ею 23-летнего возраста, на момент обращения была обеспечена жильем менее учетной нормы (как и в настоящее время), суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Кургана обязанности включить ФИО7 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Кургана с момента её обращения в Администрацию города ФИО11, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО7 к Администрации г. Кургана о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Кургана обязанность включить ФИО7 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Кургана с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Маргина