Дело №2-1066/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года г.Орел
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Горностаевой И.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате, взыскании денежных средств,
установил:
Горностаева И.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате. В обоснование заявленных требований указала, что является врачом – специалистом, которая трудоустроилась в бюджетное учреждение. Ей положена компенсационная выплата в размере <данные изъяты> До настоящего времени данная выплата ею не получена, что нарушает ее права. В связи с чем, просит суд признать ее право на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор о единовременной компенсационной выплате.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТФОМС, Департамент финансов Орловской области, Министерство здравоохранения РФ.
При рассмотрении дела истец требования дополнила, просила суд взыскать с ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в размере <данные изъяты> <данные изъяты> с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области - в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец Горностаева И.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом дополненных требований.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Михалин Д.А. исковые требования не признал по доводам, указанным в возражениях на иск. Пояснил, что истец не является переехавшим (прибывшим) из другой местности специалистом.
Представитель Департамента финансов Орловской области по доверенности Бойко М.Г., поддержала позицию ответчика.
Представитель третьего лица «Ливенской ЦРБ» по доверенности Караиванов И.А. по вопросу принятия судебного решения полагался на усмотрение суда.
Представитель ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представитель третьего лица территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области, Министерства здравоохранения РФ, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГ №*** Горностаева И.Н. принята в БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на должность <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГ на основании трудового договора №*** Горностаева И.Н. принята в БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на должность <данные изъяты><данные изъяты>
ДД.ММ.ГГ Горностаева И.Н. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о заключении с ней договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, которое рассмотрено на заседании Комиссии по рассмотрению заявлений медицинских работников для заключения с ними договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (Протокол №*** от ДД.ММ.ГГ).
Согласно материалам дела, решением комиссии истцу в заключении договора отказано по тем основаниям, что предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, из аналогичных по статусу муниципальных образований Правилами не предусмотрено.
Письмом от ДД.ММ.ГГ за №*** Горностаева И.Н. извещена об отказе в заключении договора.
Как следует из материалов дела, Горностаева И.Н. постоянно зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: <...>, ДД.ММ.ГГ снята с регистрационного учета и ДД.ММ.ГГ зарегистрирована по адресу: <...>.
Судом установлено, что по месту расположения БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», где истец осуществляет трудовую деятельность в должности <данные изъяты> у нее имеется заключенный договор найма квартиры от ДД.ММ.ГГ (адрес: <...>), для проезда к месту работы пользуется общественным транспортом - автобусом, что не оспаривается истцом, подтверждается представленными в материалы дела документами.
В соответствии с пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Правила предоставления о распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1640 от 26 декабря 2017 года.
В соответствии с Правилами вопрос разработки и утверждения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, порядка предоставления указанных выплат, относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (приложение № 8 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640), и в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, на территории Орловской области данные положения закона реализованы в Постановлении от 01.04.2019 №182 «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам».
В соответствии с Порядком настоящий Порядок определяет правила и условия предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области (далее соответственно - медицинские работники, единовременная компенсационная выплата)).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение единовременной компенсационной выплаты имеют медицинские работники (врачи, фельдшеры, а также акушерки и медицинские сестры фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющиеся (на дату представления заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка) гражданами Российской Федерации, не имеющими неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшими (переехавшими) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившими трудовой договор с учреждением здравоохранения на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, ежегодно утверждаемый приказом Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент), не реализовавшими свое право на получение единовременной компенсационной выплаты, заключившими с учреждением здравоохранения договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в следующих размерах: 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд приходит к выводу, что целевой характер единовременной выплаты медицинским работникам по программе «Земский доктор»/ «Земский фельдшер», имеющей цель привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита медицинских организаций в качестве новых специалистов, а также стимулирования их переезда на работу в сельскую местность, компенсации расходов, связанных с переездом и обустройством, неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (несельскими) населенными пунктами, не позволяет отнести истца к категории лиц, прибывших на работу в сельский населенный пункт либо переехавших на работу в сельский населенный пункт, поскольку истец в период трудоустройства и осуществления лечебной деятельности была зарегистрирована и постоянно проживала в г.Ливны Ливенского района.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику незаконным.
Поскольку исковые требования о признании права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате не подлежат удовлетворению, то требования о взыскании с ответчиков денежной суммы также не могут быть судом удовлетворены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Горностаевой И.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате, взыскании денежных средств – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 27 апреля 2022 года.
Председательствующий: И.С. Щербина