<данные изъяты>
Дело № 2-122/2023 (№ 2-1344/2022)
УИД: 29RS0021-01-2022-001769-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Плесецк 25 января 2023 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при помощнике судьи Пироговой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Седова М. В. к Военному комиссариату Плесецкого района и г. Мирный Архангельской области и к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о признании права на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно, взыскании судебных расходов,
установил:
Седова М. В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Плесецкого района и г. Мирный Архангельской области о признании права на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно, взыскании судебных расходов. Исковые требования мотивирует тем, что является вдовой офицера запаса ФИО1, уволенного ДД.ММ.ГГГГ из Вооружённых Сил СССР по п. «А» ст. 59 (по возрасту), с выслугой лет в календарном исполнении – 23 года. При жизни супруга она пользовалась льготами в соответствии с Положением о льготах, утверждённых Постановлением Совета министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193 на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной военным комиссаром Плесецкого района, в том числе по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти она обратилась в Военный комиссариат Архангельской области с заявлением о выдаче справки на санаторно-курортное лечение, в чем ей было отказано, в связи с тем, что на день увольнения в запас её супруг имел воинское звание «капитан» (младший офицер). Вместе с тем, в военном билете её супруга имеется запись о том, что на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 было присвоено звание «майор». При жизни супруга она пользовалась всеми льготам, предусмотренными для старших офицеров запаса. Полагает, что на основании положений ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», подп. «е» п. 1 Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 333, как вдова офицера запаса, имеет право на получение льгот в виде санаторно-курортного лечения, проезда к месту санаторно-курортного лечения и медицинской помощи. В связи с обращением в суд понесла расходы на оплату услуг представителя Кузнецов А. И. в размере 20000,00 рублей. Просит признать за ней право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно, взыскать с ответчика в возмещение расходов на оплату услуг представителя 20000,00 рублей, а также 300 рублей в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Архангельской области» (далее – Военный комиссариат Архангельской области).
Истец Седова М. В. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истца Кузнецов А. И., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования Седова М. В. поддерживает по доводам искового заявления. Пояснил, что при жизни ФИО1 было присвоено воинское звание «майор», которого он не был лишен, Седова М. В., как член семьи военного пенсионера пользовалась социальными гарантиями в виде санаторно-курортного лечения и получения медицинской помощи.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области», старший помощник военного комиссара Плесецкого района и г. Мирный Архангельской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований Седова М. В., поскольку на дату увольнения с военной службы ФИО1 имел воинское звание «капитан» (младший офицер). Звание «майор» было присвоено ФИО1 в связи с мобилизационной подготовкой, в указанном звании военную службу он не проходил. В связи с этим, после его смерти право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно для членов семьи не сохраняются. Также указывает о завышенном размере расходов истца на оплату услуг представителя.
В ранее представленных письменных возражениях Военный комиссар Архангельской области ФИО5 просил отказать в удовлетворении исковых требований Седова М. В. по тем же доводам.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Седова М. В., извещенной о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ).
Для военнослужащих указанным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 3 Закона № 76-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 333 утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно подп. «е» п. 1 указанного Порядка, в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются вдовы (вдовцы) военнослужащих, потерявшие кормильца, - до повторного вступления в брак.
Судом установлено, следует из материалов дела, что истец Седова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в г. Мирный Архангельской области.
Седова М. В. являлся офицером запаса, ДД.ММ.ГГГГ был уволен из Вооруженных Сил СССР на основании п. «а» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, (по возрасту) и исключен из списков личного состава войсковой части 23843 с ДД.ММ.ГГГГ.
На дату увольнения ФИО1 имел воинское звание «капитан», выслуга лет в календарном исчислении 23 года 7 месяцев.
В качестве членов семьи в личном деле офицера запаса ФИО1 указаны супруга Седова М. В., дочери ФИО6, ФИО7, ФИО8
В военном билете ФИО1 имеется удостоверенная подписью военного комиссара и заверенная печатью военного комиссариата запись о присвоении воинского звания «майор» на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, в пенсионном деле офицера запаса ФИО1 не имеется сведений о присвоении воинского звания «майор».
При жизни ФИО1, как майор запаса, ежегодно получал в военном комиссариате справку о сохранении за ним и членам его семьи права на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях и санаторно-курортное лечение в санаториях Министерства обороны Российской Федерации.
После смерти ФИО1, Седова М. В. обратилась в Военный комиссариат Архангельской области с заявлением о выдаче справки подтверждающей право на получение санаторно-курортного лечения.
Военным комиссариатом Архангельской области было отказано в выдаче такой справки Седова М. В., в связи с тем, что на день увольнения ФИО1 имел воинское звание «капитан» (младший офицер).
Военной прокуратурой Северодвинского гарнизона Северного флота по результатам рассмотрения обращения Седова М. В. не установлено нарушений закона в действиях должностных лиц Военного комиссариата Архангельской области. Также указано о том, что присвоение воинского звания «майор» при нахождении в запасе, не влечет оснований для изменения права на получение социальных гарантий.
ФКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» по запросу суда представлена копия приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым в соответствии со ст. 83 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, капитану запаса ФИО1, прошедшему сборы в 1989 году, присвоено очередное воинское звание «майор» в целях предназначения на должность заместителя командира батальона по тылу.
Сведений об отмене приказа о присвоении ФИО1 воинского звания «майор» материалы дела не содержат, по информации ФКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», запись о присвоении воинского звания «майор» по запасу имеется в учетно-послужной карточке майора ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Запись о присвоении ФИО1 воинского звания «майор» (старший офицер) внесена в его военный билет, с указанием даты и номера приказа о присвоении звания.Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (п. 3 ст. 3 Закона № 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (п. 4 ст. 3 Закона № 76-ФЗ).
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Закона № 76-ФЗ относятся в том числе социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Так, в силу абзаца первого п. 4 ст. 16 Закона № 76-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Абзацем первым п. 5 ст. 16 Закона № 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
Исходя из приведенных нормативных положений, меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в числе этих мер санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом законом определены различные условия предоставления данной меры социальной поддержки в зависимости от оснований увольнения военнослужащего с военной службы и ее продолжительности. В частности, право на санаторно-курортное лечение предоставлено офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и членам их семей.
Как установлено судом, ФИО1 был уволен с военной службы по достижении предельного возраста, на дату увольнения с военной службы имел воинское звании «капитан», выслугу в календарном исчисление более 23 лет, получал пенсию по выслуге лет.
ФИО1 при жизни военным комиссариатом ежегодно выдавались документы, подтверждающее его право и право членов его семьи на социальные гарантии, в том числе в виде санаторно-курортного лечения и получения медицинской помощи, что подтвердила представитель ответчика в судебном заседании.
В 1990 году ФИО1 было присвоено воинское звание «майор», он сам и члены его семьи, в том числе супруга Седова М. В., пользовались социальными гарантиями, в том числе правом на санаторно-курортное лечение в санаториях Министерства обороны, проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, оказание медицинской помощи в военно-медицинских организациях.
С учетом изложенного, отказ в предоставлении Седова М. В. гарантий и льгот, которыми она как член семьи военнослужащего пользовалась на протяжении длительного времени, приведет к нарушению социальных гарантий, предоставляемых законом членам семей граждан, проходивших военную службу и умерших после увольнения с военной службы.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования Седова М. В. о признании за ней, как вдовой пенсионера Министерства обороны права на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно, предусмотренные статьей 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Согласно Положению о муниципальном военном комиссариате Архангельской области, утвержденном военным комиссаром Архангельской области 20 мая 2019 года, муниципальный военный комиссариат Архангельской области, к которым относится и Военный комиссариат Плесецкого района и г. Мирный Архангельской области, является обособленным структурным подразделением Военного комиссариата Архангельской области и не является юридическим лицом.
Поэтому исковые требования Седова М. В. подлежат удовлетворению к ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области», оснований для удовлетворения иска к Военному комиссариату Плесецкого района и г. Мирный Архангельской области не имеется.
В силу ст.ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе расходов на оплату услуг представителей.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с обращением в суд Седова М. В. понесла расходы на оплату услуг представителя Кузнецов А. И. в сумме 20000,00 рублей, что подтверждается представленным в материалах дела договором на оказание юридических услуг.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 10-13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», характера спорных правоотношений, объема услуг, оказанных представителем, суд приходит к выводу о том, что расходы, понесенные Седова М. В. на оплату услуг представителя Кузнецов А. И. по настоящему делу не являются завышенными либо необоснованными, отвечают требованиям разумности.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в пользу Седова М. В. подлежит взысканию 20000,00 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в пользу Седова М. В. подлежит взысканию 300,00 рублей в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. (№) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (№) – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░ 1998 ░░░░ № 76-░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 20 000,00 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 300,00 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 20 300 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.