УИД51RS0001-01-2021-007365-36
Дело № 2-4512/2021
Принято в окончательной форме 25 ноября 2021 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при помощнике судьи Волковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании движимого имущества бесхозяйным,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее по тексту – Росимущество) обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в МТУ Росимущество в Мурманской области и Республике Карелия направлены материалы для признания бесхозяйным движимого имущества – денежных средств в размере 16 рублей 10 копеек.
На лицевом счете ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области № по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытом в УФК по Мурманской области числятся денежные средства в размере 16 рублей 10 копеек.
При проведении сверки фактического наличия денежных средств установлено, что денежные средства в сумме 16 рублей 10 копеек были изъяты у осужденной Пушкаревой О.М. в 2019 году.
В адрес Пушкаревой О.М. неоднократно были направлены уведомления о получении указанных денежных средств, однако в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области с требованием о получении (перечислении) денежных средств собственник не обращался.
До настоящего времени никто на вышеуказанное движимое имущество право собственности не заявлял.
Просит признать бесхозяйным и передать для последующего распоряжения в Министерство финансов Российской Федерации находящееся в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области № денежные средства в размере 16 рублей 10 копеек.
Представитель заявителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела.
Представители заинтересованных лиц Министерство финансов РФ, УФК по Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель УФК по Мурманской области представил письменный отзыв, в котором указал, что в случае признания движимого имущества бесхозяйным, денежные средства в соответствии с Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 №1238 и Порядком перечисления обращенных в собственность РФ денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органом Федерального казначейства, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2020 №64н, подлежат перечислению в доход федерального бюджета, а не передаче в Минфин России.
Заинтересованное лицо Пушкарева О.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила, мнения по заявленным требованиям не представила.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Конституцией Российской Федерации (статья 114) и статьями 13-15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство Российской Федерации возложено проведение единой финансовой политики.
Средства от распоряжения и реализации имущества, изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, являются доходами федерального бюджета.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в МТУ Росимущество в Мурманской области и Республике Карелия направлены материалы для признания бесхозяйным движимого имущества – денежных средств в размере 16 рублей 10 копеек.
На лицевом счете ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области № по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытом в УФК по Мурманской области числятся денежные средства в размере 16 рублей 10 копеек.
При проведении сверки фактического наличия денежных средств установлено, что денежные средства в сумме 16 рублей 10 копеек были изъяты у осужденной Пушкаревой О.М. в 2019 году.
Порядок учета и хранения изъятых личных вещей и ценностей установлен Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от 8 декабря 2006 г. № 356.
Так, согласно пункту 4 и пункту 5 названного приказа для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем.
Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятые у осужденных, подозреваемых или обвиняемых деньги в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденной Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 также зачисляются на лицевой счет осужденного, подозреваемого или обвиняемого.
Согласно пункту 25 приказа контроль за движением личных денег и ценностей организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации по бюджетному учету.Таким образом, в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области входит в состав территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, наделено компетенцией по изъятию денежных средств у осужденных и зачислению их на открытый лицевой счет бухгалтерией учреждения для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение.
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области неоднократно направляло в адрес Пушкаревой О.М. уведомления о получении указанных денежных средств, однако в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области с требованием о получении (перечислении) денежных средств собственник не обращался.
Лица, которые заявляли бы свои права на указанные денежные средства, отсутствуют. До настоящего времени никто на вышеуказанное движимое имущество право собственности не заявил.
Для осуществления государственных полномочий Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации (часть 8 статья 12 Закона от 17 декабря 1997 года).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 30.04.2009) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Росимущество наделено полномочиями, ранее осуществляемыми Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, а также специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
Российскому фонду федерального имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 года № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» были делегированы полномочия по обращению от имени Правительства Российской Федерации в суды для признания движимого имущества бесхозяйным.
Из вышеизложенного следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные управления) в силу специального поручения Правительства Российской Федерации наделено полномочиями по обращению от имени Правительства Российской Федерации в суд о признании движимого имущества, изъятого правоохранительными органами, бесхозяйным.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 №1238 утверждено положение «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» (далее – Положение).
Согласно п/п «д» п. 3 Положения, для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением енежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
В силу приказа Минфина России от 13.04.2020 №64н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства», зарегистрированного в Минюсте России 23.09.2020 N 59993, денежные знаки в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации поступают в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком (п.4). Денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме, наличные денежные средства в валюте Российской Федерации подлежат перечислению федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня получения им сведений о признании указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (п.7). Наличные денежные средства в валюте Российской Федерации вносятся федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на банковские счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (с учетом положений законодательства Российской Федерации) и предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, с их последующим перечислением на единый казначейский счет для их зачисления на соответствующий казначейский счет с указанием в распоряжении о переводе денежных средств реквизитов документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (п.8).
Исследованные доказательства позволяют суду сделать вывод, что денежные средства в размере 16 рублей 10 копеек, находящиеся на лицевом счете № ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, являются бесхозяйными и подлежат передаче в доход федерального бюджета Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 290-293, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░