Судья Баранова Т.В. №33-304/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2018 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Глушенко Н.О., Степановой Т.Г.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.11.2017 по иску Стафеевой В. В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стафеева В.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что (...) она обращалась в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее в т.ч. Администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м в районе (.....) для индивидуального дачного строительства. (...) на основании постановления Администрации № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью (...) га из земель запаса, истцу предварительно согласовано место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...) в районе (.....). За ее счет было осуществлено межевание, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер (...). (...) она обратилась Администрацию с заявлением о переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Только (...) ей Администрацией было направлено распоряжение Правительства Республики Карелия от 10.02.2016 №82р-П о переводе земельного участка из категории "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения". Письмом от (...) Администрация отказала в восстановлении срока, предусмотренного п.8 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015), указав на его истечение (...). Ссылаясь на положения статей 28, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), истец просила признать отказ Администрации в предварительном согласовании границ земельного участка с кадастровым номером (...) незаконным; обязать Администрацию заключить с ней договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером (...).
В судебном заседании суда первой инстанции (протокол от 08.11.2017) представитель истца Ильина Е.П. уточнила, что просят о признании незаконным не отказа Администрации в предварительном согласовании границ земельного участка с кадастровым номером (...), а отказа в заключении договора аренды земельного участка.
Решением суда исковые требования Стафеевой В.В. оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что после постановки земельного участка на кадастровый учет в адрес Администрации (...) было подано ходатайство в соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Администрацией сведения о функциональной зоне, в которой расположен спорный земельный участок, запрошены в администрации Заозерского сельского поселения только (...), ответ получен (...). Из сообщения Правительства Республики Карелия следует, что ходатайство Администрации о переводе земельного участка из одной категории в другую поступило (...). Полагает, что процедура соблюдения сроков перевода земельного участка из одной категории в другую была нарушена Администрацией. Действия, выразившиеся в затягивании исполнения обязанности по переводу земельного участка из одной категории в другую, являются злоупотреблением правом. Ссылаясь на п.16 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", считает, что процедура предоставления земельного участка должна осуществляться в соответствии нормами Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Цечоева Р.Ф., действующая на основании доверенности, указывает, что срок предварительного согласования места размещения объекта по постановлению Администрации от (...) истек, а с (...) в связи вступлением в силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах территории Республики Карелия.
В возражениях на жалобу представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (постановлением Правительства РК от 26.09.2017 №326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, далее в т.ч. Министерство) Гресь Ю.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, полагает решение законным и обоснованным.
Представители Стафеевой В.В. - Ильина Е.П. и Соловьева С.Ю., действующие на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены.
Заслушав представителей истца, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Согласно п.п.2, 3 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующей с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1 ст.30 ЗК РФ, в редакции на момент спорных правоотношений, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно п.5 ст.30 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.
В силу положений ст.31 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно п.8 ст.31 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
В соответствии с п.1 ст.32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок (п.2 ст.32 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в т.ч. представленными в суд апелляционной инстанции документами, (...) Стафеева В.В. обратилась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м в районе (.....) для индивидуального дачного строительства, указывая, что испрашиваемый участок находится на землях запаса.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района РК от (...) № была утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью (...) га к акту о выборе земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе (.....) от (...), категория земель – земли запаса, предварительно согласовано место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...) в районе (.....), утвержден акт о выборе земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе (.....) от (...).
(...) земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер (...).
Как следует из материалов дела, только (...) в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" истцом подано заявление в Администрацию о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Ходатайство о переводе указанного земельного участка из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" с перечнем требуемых документов было направлено Администрацией (...) и поступило в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (...).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.02.2016 №82р-П осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером (...) (местоположение: (.....)) площадью (...) кв.м из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
В адрес Стафеевой В.В. копия распоряжения направлена (...).
Письмом от (...) с исх.№ на заявление истца от (...) Администрация отказала Стафеевой В.В. в восстановлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренного п.8 ст.31 (в редакции до 01.03.2015), указав о его истечении (...).
Рассмотрев заявление Стафеевой В.В. от (...), Администрация письмом от (...) с исх.№ отказала в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), поскольку на момент подачи заявления в силу положений п.8 ст.31 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) истек срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Также указано о необходимости обращения с подобным заявлением в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК.
В соответствии с п.16 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Вместе с этим, в соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Кроме того, согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия. В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 №274-П, документ фактически утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РК от 26.09.2017 №326-П, в соответствии с которым Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, и постановления Правительства РК от 02.11.2017 №390-П, которым утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия) Комитет (на дату обращения истца с заявлением о заключении договора аренды спорного участка) являлся органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст.5 указанного выше Закона Республики Карелия №1980-ЗРК в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение. Данный Закон вступил в силу с 01.01.2016.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При таких обстоятельствах, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из того, что на момент обращения Стафеевой В.В. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (о заключении договора аренды) истек срок действия решения о предварительном согласования места размещения объекта, действующим законодательством не предусмотрено продление или восстановление указанного срока, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на указанный период времени уже были возложены на органы государственной власти Республики Карелия. При этом представленные по делу доказательства не позволяют сделать вывод о наличии объективных препятствий в реализации истцом права на получение спорного участка в аренду в ранее установленном порядке и о том, что истец для этого предпринял все зависящие от него меры до истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Как усматривается из представленных в материалы дела документов, истцом было подано заявление о переводе земельного участка из одной категории в другую в Администрацию более чем через 6 месяцев со дня постановки спорного участка на кадастровый учет, право на оспаривание бездействия органа местного самоуправления либо соответствующего органа относительно сроков принятия требуемых решений, не реализовано. Кроме того, с заявлением о предоставлении спорного участка (о заключении договора аренды) истец обратилась только (...), в то время как акт о переводе был принят в (...).
Доводы апелляционной жалобы по существу являлись позицией в суде первой инстанции при разрешении спора, данные доводы были предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда, постановленное по заявленным исковым требованиям, основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.11.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Стафеевой В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи