Дело № 2-240/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2016 года.
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2016 года.
01 декабря 2016 года с. Нюксеница
Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,
с участием помощника прокурора Нюксенского района Порошина А.В.,
при секретаре Корежовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нюксенского района Вологодской области к администрации сельского поселения Игмасское о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нюксенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Игмасское о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном дела» возложить обязанность по осуществлению погребения умерших.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки соблюдения администрацией сельского поселения Игмасское законодательства о погребении и похоронном деле выявлено отсутствие возможности реализации предоставленной государством социальной гарантии по погребению. Обязанность по созданию специализированных организаций и утверждению порядка их деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном дела» возложена на органы местного самоуправления. В то же время, муниципальное предприятие или учреждение по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, администрацией сельского поселения Игмасское не создано. Разработанный сельским поселением Порядок оказания ритуальных услуг, информации о специализированной службе не содержит. По факту выявленных нарушений законодательства 20 октября 2016 года внесено представление, которое не исполнено. Отсутствие необходимых финансовых средств не может являться основанием для неисполнения ответчиком возложенных на него законом полномочий.
В судебном заседании помощник прокурора Нюксенского района Порошин А.В. исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Игмасское Нюксенского муниципального района Данилова И.В., исковые требования не признала. По существу пояснила, что в 2009 году среди граждан был проведен опрос, по результатам которого Советом поселения было принято решение от 23.12.2009 года № 49 «Об осуществлении деятельности общественных кладбищ», которым предусмотрено осуществление деятельности общественных кладбищ самостоятельно, без создания специализированных служб по вопросам похоронного дела. На создание специализированных служб денежные средства в бюджете поселения отсутствуют, при этом на организацию ритуальных услуг в 2016 году запланировано выделить всего <данные изъяты> рублей. В 2005 году на территории сельского поселения Игмасское вопросами похоронного дела занималось МП «И.», которое находится в стадии ликвидации. В настоящее время имеется договоренность поселения со специализированной службой похоронного дела "ХАГМ", в связи с чем необходимость создания специализированной службы в поселении отсутствует.
Заслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 года N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом ст. 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
В соответствии с п. 22 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Вологодской области от 13.11.2014 N 3474-ОЗ (ред. от 29.09.2015) «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельских поселений.
Судом установлено, что 20 октября 2016 года прокуратурой Нюксенского района Вологодской области в адрес главы администрации сельского поселения Игмасское внесено представление, которым указано на отсутствие в поселении муниципального предприятия или учреждения, которые бы оказывало услуги по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.
Указанное представление ответчиком рассмотрено, дан ответ об осуществлении деятельности общественных кладбищ без создания специализированных служб, на которые в бюджете поселения денежные средства отсутствуют.
Представленные ответчиком в материалы дела доказательства подтверждают проведение администрацией сельского поселения Игмасское определенной работы в области организации похоронного дела, однако их полнота не обеспечивает соблюдение вышеприведенных норм законодательства.
Решением Совета сельского поселения Игмасское от 26 декабря 2005 года утвержден Порядок оказания ритуальных услуг и содержания кладбищ на территории поселения, пунктом 1.3 которого предусмотрено оказание ритуальных услуг специализированной службой по вопросам похоронного дела, однако таковой на момент рассмотрения дела ответчиком не создано.
Решением Совета сельского поселения Игмасское от 23 декабря 2009 года установлена возможность самостоятельного осуществления гражданами поселения деятельности общественных кладбищ, без создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Решением Совета сельского поселения Игмасское от 26 августа 2016 года в Устав поселения внесены изменения, согласно которым подпунктом 16 пункта 1 ст. 3 к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Решением Совета сельского поселения Игмасское от 26 августа 2016 года в ранее установленный Порядок оказания и содержания кладбищ на территории поселения внесены изменения в части гарантированного перечня услуг по погребению.
Суд приходит к выводу, что вышеприведенные требования законодательства РФ администрацией сельского поселения Игмасское не выполняются, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком деятельности по обеспечению государственных социальных гарантий по погребению и оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, в связи с чем исковые требования прокурора Нюксенского района суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод представителя ответчика о возможности осуществления деятельности общественных кладбищ самостоятельно, без создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, суд признает противоречащими федеральному законодательству. Указанный довод направлен на неверное понимание положений ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», которые предусматривают такую возможность только лишь по вопросам упорядочения проведения захоронений, установления правил посещения кладбищ и установление контроля за их соблюдением.
Довод представителя ответчика о наличии договоренности поселения со специализированной службой похоронного дела "ХАГМ", при которой необходимость создания специализированной службы в поселении отсутствует, суд находит несостоятельным, поскольку создание такой службы предусмотрено законом, при этом заключение договора с указанной службой может являться лишь средством исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда до 01 марта 2017 года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1996 ░░░░ № 8-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░