РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,
при секретаре Мусагалиевой А.С.,
с участием представителя истца Трофимова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бессалова И.С. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании действительным образование земельного участка, признании права собственности на земельный участок, восстановлении записи в государственном реестре недвижимости, третьи лица: администрация муниципального образования «Ахтубинский район», администрация муниципального образования «Капустиноярский сельсовет», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Астраханской области, Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области,
установил:
Бессалов И.С. обратился в суд с иском о признании действительными образование земельного участка с кадастровым номером № и межевого плана данного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Также просил признать за ним право собственности на данный земельный участок, восстановив в ЕГРН сведения о нем. Свои требования обосновал тем, что решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, признаны недействительными образование (результаты межевания) указанного земельного участка, признан недействительным (ничтожным) договор его купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №. Также судебным решением постановлено снять земельный участок с кадастрового учета и аннулировать запись в ЕГРН о нем. Ссылаясь на положения ч. 5 ст. 10 Закона РФ от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», просил признать его право на спорный объект недвижимости, восстановить запись о нем в ЕГРН, признать действительным его образование.
Истец Бессалов И.С. в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте, просил рассмотреть дело в его отсутствии, направил своего представителя.
Представитель истца Трофимов Ю.В. просил исковые требования удовлетворить, поскольку законом прямо предусмотрено, что граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Истцом Бессаловым И.С. данные требования Федерального закона соблюдены, иск подан в установленный законом срок, в связи с чем, его право на земельный участок должно быть восстановлено.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о его времени и месте, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Представитель администрации МО «Ахтубинский район» в отзыве указал, что не возражает против удовлетворения иска Бессалова И.С., поскольку при проведении межевания спорного земельного участка кадастровым инженером нарушений установлено не было.
Представитель службы природопользования Астраханской области просила в отзыве отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом нарушен срок для подачи подобного заявления. Оно принято судом к производству только ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем 1 год после вступления в законную силу Закона РФ от 29 июля 2018 года № 280-ФЗ.
Заместитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора просил в отзыве отказать Бессалову И.С. в удовлетворении иска. В настоящее время в кадастровой палате запись о вышеуказанном земельном участке отсутствует, результаты межевания и межевой план аннулированы. Земельный участок на данный момент не существует, в связи с чем, признание права на него невозможно.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования земельных правоотношений предусматривает, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 ЗК РФ).
Отношения, возникающие по поводу использования лесов, регулируются Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В частях 1 - 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
В силу статьи 4.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.2 приведенного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 закона).
В статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляется органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО «Ахтубинский район» и Бессаловым И.С. заключен договор купли-продажи № земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации.
Судом было признано недействительным образование (результаты межевания) земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> признан недействительным его межевой план. Также признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок снят с кадастрового учета, аннулирована запись о нем в ЕГРН.
Суд, рассмотрев указанное гражданское дело, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, т.е. не имеющих отношения к категории земель населенных пунктов (л.д. 13-19).
Данное решение Ахтубинского районного суда вступило в законную силу в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
При вынесении решения, суд руководствовался заключением проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, определившей принадлежность спорного земельного участка к лесному фонду. При этом, в силу положений статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.
Оценивая доводы настоящего искового заявления о необходимости восстановления права истца на спорный земельный участок в силу положения статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что они сводятся к ошибочному толкованию законодательства и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации (п. п. 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из выписки ЕГРН на земельный участок с кадастровым №, которая была представлена в гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Бессалову И.С., следует, что он зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ и отнесен к категории земель населенных пунктов.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно положениям части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из решения Ахтубинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Бессалову И.С. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, следует, что в соответствии с выводами судебной экспертизы спорный земельный участок не находится на землях населенных пунктов.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права №, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в границах Ахтубинского административного района, площадью <данные изъяты> кв.м., по целевому назначению имеющий категорию «земли лесного фонда» на праве собственности принадлежит Российской Федерации. Запись о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в ЕГРН внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением эксперта установлено и судебные инстанции согласились с тем, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежавший Бессалову И.С. находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Российской Федерации, т.е. на землях лесного фонда.
Таким образом, предоставленный истцу земельный участок был сформирован исключительно за счет земель лесного фонда.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с этим доводы истца о том, что в соответствии с положениями п. 5 ст. 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», его право на спорный участок должно быть восстановлено, сводятся к ошибочному толкованию законодательства.
Спорный земельный участок находился на землях лесного фонда и в границах другого земельного участка, имеющего собственника в лице Российской Федерации, право которого уже было надлежаще зарегистрировано на момент признания права за Бессаловым И.С.
Российская Федерация, как собственник, в лице своих уполномоченных органов, Бессалову И.С. указанный земельный участок не предоставляла.
При таких обстоятельствах, иск Бессалова И.С. не может быть удовлетворен.
Кроме того, суд соглашается с доводами, указанными в отзыве Астраханского межрайонного природоохранного прокурора о том, что в кадастровой палате запись о вышеуказанном земельном участке отсутствует, результаты межевания и межевой план аннулированы. Земельный участок на данный момент не существует, в связи с чем, признание права на него невозможно.
В силу части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Помимо признания недействительным договора купли-продажи земельного участка, принадлежавшего Бессалову И.С., также удовлетворены требования природоохранного прокурора и признано недействительным образование (результаты межевания) земельного участка, признан недействительным его межевой план. Земельный участок снят с кадастрового учета, аннулирована запись о нем в ЕГРН.
Таким образом, земельный участок, указанный в иске Бессалова И.С., в настоящее время не существует как объект гражданского права.
Поскольку указанный в исковых требованиях земельный участок, как объект гражданских прав не существует на момент рассмотрения настоящего спора судом, в удовлетворении требований Бессалова И.С. о восстановлении права собственности на него также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.