Дело № 2-3799/2024
УИД: 61RS0012-01-2024-005506-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2024 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дмитриенко Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5.,
с участием представителя истца - помощника прокурора города Волгодонска ФИО3,
представителя ответчика МБОУ ДС «Кораблик» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС "Кораблик", третье лицо Управление образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС "Кораблик", третье лицо Управление образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения МБДОУ ДС «Кораблик» законодательства в сфере противодействия терроризму.
В ходе проверки установлено, что МБДОУ ДС «Кораблик» присвоена 3 категория опасности.
В нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, объект не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, стационарным или ручным металлоискателем.
В этой связи руководителю образовательной организации прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно полученного ответа, указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования.
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от «О передаче полномочий учредителя» Управление образования <адрес> осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений образования, в том числе МБДОУ ДС «Кораблик», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
Нарушения антитеррористического законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье.
Просит обязать МБДОУ ДС «Кораблик» <адрес> устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки в административном здании, расположенном по <адрес>, в <адрес>, системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, стационарного или ручного металлоискателя. Для устранения нарушений установить срок - 1 год с момента вступления в законную силу решения суда.
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы в его обоснование, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика заведующая МБОУ ДС «Кораблик» ФИО4 против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, в судебном заседании пояснила, что денежные средства на деятельность учреждения выделяются Управлением образования <адрес>. На оснащение учреждения системой экстренного оповещения денежные средства отсутствуют. Для исполнения предписания прокурора директором учреждения неоднократно направлялись письма в Управление образования <адрес> с просьбой о финансировании данных мероприятий.
Представитель третьего лица Управления образования <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеприведенного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно пп. а п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со статьей 5 Закона о противодействии терроризму выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно подпункту «д» п.24 Требований объект должен оборудоваться системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 25 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлено, что МБДОУ ДС «Кораблик» не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, стационарным или ручным металлоискателем. Объекту присвоена 3 категория опасности.
Нарушения антитеррористического законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье.
Поскольку Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры не были устранены, что стороной ответчика не оспаривается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиками требований антитеррористического законодательства при эксплуатации здания по адресу: <адрес>, в <адрес>, в котором располагается МБДОУ ДС «Кораблик». В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от «О передаче полномочий учредителя» Управление образования <адрес> осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений образования, в том числе МБДОУ ДС «Кораблик», которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ ДС "Кораблик", третье лицо Управление образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости, удовлетворить.
Обязать МБДОУ ДС «Кораблик» <адрес> устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки в административном здании, расположенном по <адрес>, системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, стационарного или ручного металлоискателя.
Установить срок для устранения нарушений 1 год с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Дмитриенко
В окончательной форме решение изготовлено 19.11.2024.