№ 2а – 217/2019 Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2019 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Фомичёва А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Артиевым А.В.,
с участием прокурора Ловозерского района Мурманской области Загайкевича В.В.,
представителя административного истца Лаврентьева А.С.,
административного ответчика Тараканова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области к Тараканову Игорю Валерьевичу об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы,
у с т а н о в и л:
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области (далее административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении осуждённого Тараканова Игоря Валерьевича (далее административный ответчик), освобождаемого из мест лишения свободы 25 сентября 2019 года, административный надзор. Указывает, что административный ответчик отбывает наказание по приговору Мончегорского городского суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ за особо тяжкое преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершённое при особо опасном рецидиве преступлений. За период отбывания наказания осуждённый характеризуется следующим образом: допустил 4 нарушения, в связи с чем был привлечён к дисциплинарной ответственности; трудоустроен в котельной учреждения; имеет 13 поощрений за добросовестный труд и хорошее поведение; ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-16 переведён на облегчённые условия отбывания наказания; решением Кольского районного суда Мурманской области переведён для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима; на профилактическом учёте не состоит. Просит установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком на 08 лет и на этот период установить административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения, для регистрации; запрещения пребывания вне жилого дома или места жительства с 22:00 до 06:00; запрета посещения мест общественного питания, где реализуется алкогольная продукция.
Представитель административного истца Лаврентьев А.С., действующий по доверенности, требования административного иска поддержал.
Административный ответчик с требованиями иска согласился, но просил установить одну явку для регистрации.
Прокурор просил удовлетворить требования и дополнить их запретом выезда за пределы Мурманской области.
Изучив административное исковое заявление и представленные материалы, выслушав мнение участников процесса, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ № "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее Закон), в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик отбывает наказание по приговору Мончегорского городского суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ за особо тяжкое преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершённое при особо опасном рецидиве преступлений.
Таким образом, в силу указанных правовых норм и обстоятельств дела, в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату совершения Таракановым И.В. преступления), судимость погашается в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, требуемый административным истцом срок административного надзора, является законным и обоснованным.
В силу требований статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, суд устанавливает срок административного надзора и конкретные административные ограничения.
На основании статьи 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, среди которых предусмотрена обязательная явка поднадзорного от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории. Установление данных административных ограничений, в силу требований части 2 статьи 4 Закона, является обязательным.
Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учётом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Материалами дела установлено, что по месту отбытия наказания осуждённый Тараканов И.В. характеризуется следующим образом: имеет 13 поощрений за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду; работы по ст. 106 УИК РФ выполняет добросовестно; трудоустроен в котельной учреждения и по месту работы характеризуется положительно; обучался в ПУ при учреждении; на профилактическом учёте не состоит; мероприятия воспитательного характера посещает в полном объёме, старается делать для себя правильные выводы; принимает участие в общественной жизни учреждения; исковых обязательств по приговору не имеет; социально-полезные связи поддерживает; вину по приговору признал, допустил 4 нарушения установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подвергнут дисциплинарным взысканиям в виде выговора; указанные взыскания осуждённый досрочно снять не стремился, поскольку только одно взыскание погашено досрочно, в порядке поощрения, остальные погашены по сроку.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные, характеризующие личность административного ответчика, общественную опасность, тяжесть и обстоятельства совершённого преступления, за которое Тараканов И.В. осуждён и отбывает наказание, его поведение в период отбывания наказания, а также то обстоятельство, что особо тяжкое преступление, направленное против жизни и здоровья совершено в период условного осуждения через непродолжительное время (2 месяца) после вынесения приговора, суд находит, что осуждённый нуждается в особом контроле со стороны государства, в связи с чем, устанавливает административный надзор на срок 08 лет с наложением административных ограничений в виде обязанности являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик регистрации на территории Российской Федерации не имеет, но после освобождения намерен проживать в <адрес>, поэтому суд устанавливает в отношении него административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы Мурманской области.
Кроме того, суд считает необходимым установить административное ограничение в виде запрета на пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, так как по приговору от ДД.ММ.ГГГГ Тараканов И.В. совершил преступление, находясь в состоянии алкогольного опьянения, с декабря 2001 года состоит на учёте у врача-нарколога.
Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, установление в отношении административного ответчика Тараканова И.В. административного надзора с возложением указанных ограничений будет являться должной мерой для предупреждения совершения поднадзорным преступлений и других правонарушений и оказания на поднадзорного профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Тараканова Игоря Валерьевича, удовлетворить.
Установить в отношении Тараканова Игоря Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, у которого срок наказания оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На период административного надзора возложить на Тараканова Игоря Валерьевича следующие административные ограничения:
- два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток;
- запретить выезд за пределы Мурманской области;
- запретить пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора в отношении Тараканова И.В. исчислять со дня его постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение десяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.В. Фомичёв