Дело № 2-956/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2015 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе
председательствующего Иргит Н.Б., при секретаре Тамчай Е.Л.,
с участием истца МГШ, представителей ответчика ХДО, ХДС,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МГШ к МТ о взыскании задолженности по доплате к пенсии, обязывании установить доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
МГШ обратился в суд с иском к МТ о взыскании задолженности по доплате к пенсии, обязывании установить доплату к пенсии, указав, что истцу назначена доплата решением МТ от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Указа Президента РТ от 03.09.1997 года № 78. В ДД.ММ.ГГГГ без всяких устных или письменных сообщений, ей прекратили выплату ежемесячной доплаты, она два году семь месяцев не получает доплату в связи с принятием 04 мая 2012 года Указа Председателя Правительства Республики Тыва № 145, после вступления данного Указа в силу истцу была прекращена выплата доплаты к трудовой пенсии. Указу Председателя Правительства РТ № 145 от 04 мая 2012 года обратная сила не придана, кроме того, данный Указ не является законом Республики Тыва. После выхода на пенсию истец получал доплату к государственной пенсии.
Просит взыскать с ответчика доплату к пенсии по старости *** включительно, возобновить *** выплату доплаты к ее трудовой пенсии.
Определением суда ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица было привлечено МФ.
Истец МГШ в судебном заседании поддержала иск, дав пояснения, соответствующие доводам иска.
Представители по доверенности МТ и ХДС иск признали частично.
Представитель третьего лица МФ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 1, 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также лица, замещающие должности государственной гражданской службы, осуществляющие деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, составляют единую систему государственной службы.
При этом единство системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования в силу статьи 6 этого же федерального закона обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ) предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Указом Президента Республики Тыва от 03.09.1997 № 7 (с учетом изменений, внесенных Указом от 24.01.2001 № 841) установлены некоторые социальные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва.
Согласно пояснениям истца на основании приведенного указа решением государственного органа МГШ с ДД.ММ.ГГГГ назначена доплата к государственной пенсии к пенсии, что не оспаривается сторонами.
12.11.2007 года принят Указ Председателя Правительства РТ N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее – Указ Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205), в пункте 2 которого указывалось, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с государственной должности вследствие сокращения штата государственных гражданских служащих Республики Тыва в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва.
Положениями пункта 2 Указа Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205 также предусматривалось, что ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет.
При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 07.02.2008 N 60, касающемся реализации Указа Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205 (далее – Постановление Правительства Республики Тыва от 07.02.2008 N 60), утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, где имеются нормы аналогичного содержания, в том числе, о гарантии минимального размера ежемесячной доплаты (пункт 9).
Указом Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (далее – Указ Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145), вступившим в силу 22 мая 2012 года, признан утратившим силу Указ Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205.
Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при увольнении с государственной гражданской службы Республики Тыва. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 N 511, касающемся реализации Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 (далее – Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 N 511), утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, где имеются нормы аналогичного содержания, однако, условие о гарантии минимального размера ежемесячной доплаты отсутствует.
Из анализа Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145, Постановления Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 N 511 следует, что отдельными положениями указанных нормативных актов, по сравнению с ранее действовавшими Указом Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205, Постановлением Правительства Республики Тыва от 07.02.2008 N 60, стаж, необходимый для назначения доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва, увеличен, введены дополнительные требования для назначения указанной доплаты, отменено положение о гарантии минимального размера ежемесячной доплаты, соответствующем базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Согласно письму МЗ от ДД.ММ.ГГГГ № МГШ сообщается о том, что выплата доплаты к трудовой пенсии ей приостановлена.
Исходя из положений статей 2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.12. 1999 N 189-О по жалобе гражданина КВТ на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с законом.
Однако это не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях Конституции Российской Федерации. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Из материалов дела следует, что стаж государственной гражданской службы МГШ составляет ***.
Как уже указывалось выше, прекращение выплаты спорной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ связано с отменой Указом Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 положения о гарантии минимального размера ежемесячной доплаты, соответствующем базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва, а также увеличением размера его трудовой пенсии.
Между тем положение Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145, отменяющее право истца на доплату к государственной пенсии, не должно распространяться на неге, поскольку в нем отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, тогда как истец МГШ замещала должность ****, а право на доплату к государственной пенсии у нее возникло до вступления в законную силу Указа Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205 и Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Положения статьи 6 (часть 2), статья 15 (часть 4), статья 17 (часть 1), статьи 18, 19 и статья 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Указанное толкование приведенных положений Конституции Российской Федерации нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, где указано, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При таких обстоятельствах истец имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии в размере не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" утверждены Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и ее состав.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 N511 (ред. от 07.08.2013) "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" ежемесячная доплата к трудовой пенсии выплачивается Министерством труда и социальной политики Республики Тыва согласно спискам, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва и на основании поручения Межведомственной комиссии, оформляемого согласно приложению N7, путем перечисления на счета получателей, открытых в банках Российской Федерации.
Истцом суду представлена справка о размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с ***, выданной консультантом отдела ХДО, о том, что ей всего было бы начислено **** в счет доплаты к трудовой пенсии по старости за период с ***.
Суд полагает расчет по представленной справке правильным и полагает взыскать ** с МТ в пользу МГШ. Кроме того следует обязать МТ ежемесячно начиная с *** начислять и выплачивать МГШ ранее установленную доплату к государственной пенсии в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░ **** ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ N 205 ░░ 12.11.2007 ░░░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 10 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.