РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Рябовой Ю.В.,
с участием прокурора Ефремовой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2021 г. в г. Кургане гражданское дело по исковым заявлениям Администрации г. Кургана к Сокурову О.В. о выкупе жилых помещений, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, выселении,
при участии в судебном заседании представителя истца по доверенности Пысиной А.А., ответчика Сокурова О.В., третьего лица Сех С.М.,
установил:
Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к Сокурову О.В. с иском к об изъятии жилого помещения № по адресу: <адрес>, и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом, с выплатой суммы возмещения за изымаемые объекты в размере 267919 руб., прекращении права собственности ответчика на указанные объекты недвижимости, признании права муниципальной собственности на данные объекты недвижимости, выселении ответчика из данного жилого помещения, обращении решения суда к немедленному исполнению.
Также, Администрация г. Кургана обратилась в суд с иском к Сокурову О.В. с иском об изъятии жилого помещения №а по адресу: <адрес>, и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом, с выплатой суммы возмещения за изымаемые объекты в размере 206 396 руб., прекращении права собственности ответчика на указанные объекты недвижимости, признании права муниципальной собственности на данные объекты недвижимости, выселении ответчика из данного жилого помещения, обращении решения суда к немедленному исполнению.
Определением судьи Курганского городского суда от 5 апреля 2021 г. гражданские дела по искам Администрации г. Кургана к Сокурову О.В. объединены в одно производство.
В обоснование исков истцом указано, что ответчик является собственником указанных жилых помещений. Многоквартирный дом, в котором находятся данные помещения, в 2016 г. был признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку дом в 2019 г. был включен в программу переселения, то ответчику были предложены жилые помещения для переселения, однако на их осмотр он не явился, письменного ответа не направил. В 2020 г. было принято решение об изъятии земельного участка, находящегося под жилым домом. Проведя оценку рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества ответчика, а также убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества, в октябре 2020 г. в адрес ответчика было направлено соглашение о выкупе данного имущества для муниципальных нужд, но письменного ответа от ответчика не последовало. Истец полагал, что ответчик таким образом отказался от реализации его прав.
В окончательном варианте истец просил изъять у ответчика жилые помещения № и №а по адресу: <адрес>, и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом, с выплатой суммы возмещения за изымаемые объекты в размере 267919 руб. и 206 396 руб. за счет средств муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в <адрес> на период 2019-2025 г.», прекращении права собственности ответчика на указанные объекты недвижимости, признании права муниципальной собственности на данные объекты недвижимости, выселении ответчика из данного жилого помещения, обращении решения суда к немедленному исполнению.
Представитель истца Администрации г. Кургана по доверенности Пысина А.А. на удовлетворении исков настаивала, дополнительно пояснила, что жилых помещений для предоставления ответчику взамен аварийного в настоящее время в муниципальной собственности нет.
Ответчик Сокуров О.В. в судебном заседании с иском не согласился, выразил категорический отказ относительно выкупа принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, настаивал на предоставлении ему взамен иного пригодного жилья для проживания. Дополнительно пояснил, что истцу достоверно известно о его желании получить жилое помещение взамен аварийного. Первоначально ему направлялось соглашение о выкупе объектов недвижимости, от подписания которого он отказался. Впоследствии ему в устной форме сотрудник Администрации г. Кургана предложил для осмотра несколько жилых помещений по разным адресам, он их осмотрел и выразил согласие на предоставление одного из предложенных жилых помещений по ул. Калинина. Однако, затем в письменной форме ему предложили жилое помещение по ул. 2-я Часовая. Данное предложение он получил по почте после истечения срока, до которого ему необходимо было предоставить свой ответ. Более того, осмотреть данную квартиру он не мог, так как Администрация г. Кургана, сначала, не могла предоставить ему ключи, а затем, сообщила, что данное жилое помещение уже предоставлено другому человеку. Ему известно, что предложенная ему квартира одновременно была предложена другим собственникам – его соседям. Также, указывал, что он состоит в фактических брачных отношениях с Сех С.М., она и ее несовершеннолетний сын проживают совместно с ним, однако требований о их выселении истец не заявляет.
Третье лицо Сех С.М. в судебном заседании с иском не согласилась, доводы ответчика поддержала.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ответчик Сокуров О.В. является собственником комнаты № площадью 9,5 кв.м и комнаты №а площадью 7 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственный регистрации права от 13 июля 2011 г. (л.д. 4, 50).
В указанных жилых помещениях ответчик Сокуров О.В. состоит на регистрационном учете (л.д. 8). Вместе с ним с 2019 г. фактически проживает Сех С.М. (л.д. 109).
Постановлением Администрации г. Кургана от 29 июня 2016 г. № 4324 многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения Межведомственной комиссии при Администрации г. Кургана № 1228 от 10 июня 2016 г. и акта обследования (л.д. 9-16).
20 июня 2018 г. и 14 апреля 2020 г. Администрация г. Кургана направила в адрес Сокурова О.В. требования о сносе дома (л.д. 22, 68).
Постановлением Правительства Курганской области от 1 апреля 2019 г. № 82 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019-2025 годы», в которую был включен жилой дом по <адрес>, с планируемой датой окончания переселения 31 декабря 2024 г.
18 июня 2020 г. Администрацией г. Кургана было принято постановление № 3461 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:070309:222 площадью 525 кв. с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и жилого дома с кадастровым номером 45:25:070309:422 площадью 310 кв.м, расположенного по данному адресу (л.д. 26-27).
В соответствии с муниципальным контрактом в августе 2020 г. была проведена оценка жилых помещений, принадлежащих Сокурову О.В. и определена рыночная стоимость комнаты № площадью 9,5 кв.м по адресу: <адрес>, земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, размер убытков, связанных с переездом, подбором помещения, оформлением права собственности на жилое помещение, в сумме 267919 руб. (л.д. 29). Рыночная стоимость комнаты №а площадью 7 кв.м по адресу: <адрес>, земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, размер убытков, связанных с переездом, подбором помещения, оформлением права собственности на жилое помещение, определена в сумме 206 396 руб.
20 октября 2020 г. в адрес Сокурова О.В. были направлены и им получены соглашения о выкупе земельного участка и объектов недвижимости в связи с изъятием для муниципальных нужд. В адрес истца письменного ответа не поступало (л.д. 30, 77).
В судебном заседании ответчик подтвердил свое несогласие с выплатой ему выкупной стоимости взамен жилых помещений, подлежащих сносу.
21 декабря 2020 г. Администрация г. Кургана направила Сокурову О.В. приглашение прийти в срок до 23 декабря 2020 г. на осмотр <адрес>, приобретённой ему для предоставления взамен жилого помещения № по <адрес> (л.д 35). Данное приглашение было отправлено по почте 21 декабря 2020 г. и получено адресатом 11 января 2021 г. (л.д. 36).
28 декабря 2020 г. Администрация г. Кургана направила Сокурову О.В. приглашение прийти в срок до 29 декабря 2020 г. на осмотр <адрес>, приобретённой ему для предоставления взамен жилого помещения №а по <адрес> (л.д 82). Доказательств направления или вручения данного приглашения ответчику материалы дела не содержат.
Сокуров О.В. на осмотр квартир не явился, в связи с чем Администрация г. Кургана обратилась в суд с настоящими исками.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., где указано, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Такое право выбора собственника жилого помещения должно быть реально действующим, а не иллюзорным, орган местного самоуправления обязан обеспечить собственнику возможность реализации своего права.
Проанализировав представленные суду доказательства, принимая во внимание позицию ответчика, выразившего свое стойкое намерение получить другое жилое помещение взамен аварийного, суд приходит к выводу, что истцом не была предоставлена ответчику реальная возможность реализации своего права выбора.
Направляя ответчику почтовой связью приглашение на осмотр квартир (21 и 28 декабря 2020 г.) и предоставляя ему срок два дня (до 23 декабря 2020 г.) или один день (до 29 декабря 2020 г.) соответственно с даты приглашения для осмотра и дачи ответа, истец объективно лишил ответчика возможности воспользоваться данным приглашением, поскольку в указанный срок ответчик не только не мог осмотреть квартиру, но даже не мог получить это приглашение по почте. Так, приглашение от 21 декабря 2020 г. было получено ответчиком по почте 11 января 2021 г., а второе приглашение вообще ему не направлялось.
Письменного отказа от переселения в другое жилое помещение взамен непригодного, в том числе и от того, которое было указано в приглашении (<адрес>), истец от ответчика не получал.
Принимая во внимание, что право выбора между выкупом жилого помещения и предоставлением другого жилого помещения в собственность в данном случае принадлежит ответчику Сокурову О.В., тогда как истцом не представлено относимых доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчику жилых помещений для переселения и отказа Сокурова О.В. от предоставляемого жилья, суд приходит к выводу об отказе Администрации г. Кургана в удовлетворении исковых требований об изъятии объектов недвижимости путем выкупа.
Доводы стороны истца об отсутствии в настоящее время жилых помещений в муниципальной собственности для предоставления ответчику, не могут быть приняты во внимание, поскольку срок окончания реализации программы (2025 г.) не наступил, более того, законом не предусмотрена возможность лишения собственника, чье жилое помещение включено в программу переселения, права выбора способа обеспечения его жилищных прав в случаях отсутствия в муниципальной собственности жилья для предоставления ему взамен подлежащего сносу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░ №░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░