Г.д. №2-362/2023
УИД 30RS0009-01-2023-000356-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 года г. Камызяк
Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сидоровой Е.А.,
при секретаре Шеремет Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давлетова Мажита Кайнашевича к администрации муниципального образования «Камызякский район» об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 30:05:040132:515, расположенным по адресу: <адрес>. Истцу стало известно, что в отношении принадлежащего ему земельного участка установлен публичный сервитут. Истец указывает, что установление публичного сервитута ограничивает его в пользовании принадлежащем ему земельным участком и просит установить соразмерную плату за пользование земельным участком, обре-мененным сервитутом, в виде ежемесячной выплаты в размере <данные изъяты> рублей в течении девяти лет с изменением при значительном изменении рыночной стоимости земельного участка и обязать ответчика осуществить выплату за пользование земельным участком, обремененным публичным сервитутом в следующем порядке: с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно в размере <данные изъяты> рублей в течение девяти лет, с возможностью изменения размера выплат при значи-тельном изменении рыночной стоимости земельного участка.
В судебном заседании истец доводы иска поддержал, суду пояснил, что при покупке земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> ему было известно о наличии на территории данного земельного участка действующей опоры ЛЭП, которая находится там и на текущий момент. Об установлении публичного сервитута для обслуживания данной опоры ЛЭП в отношении земельного участка истца он не знал. Установление сервитута препятствует истцу в пользовании земельным участком.
Само установление сервитута истцом не оспаривается. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика АМО «Камызякский район» в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, представил отзыв, которым просил в удовлетворении иска отказать. Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 37 ЗК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно- технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах, полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи;
6) реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
В силу ч. 1 ст. 39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из ч. 3 ст. 3.6 Закона № 137-Ф3 от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой У.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
Таким образом, юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об установлении публичного сервитута на основании статьи 3.6 Закона № 137-Ф3.
При этом в силу пункта 4 статьи 3.6 Закона № 137-Ф3, плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу пункта 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации безвозмездным является публичный сервитут, установленный: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) в целя��?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????������?????????J?J??�???????????J?J??�?????????J?J??�????¦????J?J??�?????????J?J??�??????????�?�???�??????????�?�?????¦?????�?�????????�?�??Љ?Љ?????????J?J???????????????J?J????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������*�����?������?�����?������?�����?������¤�����?������s�������������?????????????????????…????????????‘????????????‘???????‘????x????????????
Пункт 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривает безвозмездное установление публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, являются специальными по отношению к положениям статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иное толкования указанных норм приведет к исключению применения положений пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливающих преференции для юридических лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 данной нормы, но не для целей, указанных в пункте 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в определении Верховного Суда РФ от 11.11.2022 № 301-ЭС22-21837 по делу № А17-6945/2021, определении Верховного Суда РФ от 27.02.2023 № 306-ЭС22-27580 по делу № А57- 14870/2021, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2022 № Ф06-20551/2022 по делу № А57-14870/2021, в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» плата за публичный сервитут не устанавливается в случае возникновения права собственности на линейные объекты в установленном законом порядке до 01.09.2018.
Положениями подпункта 3 пункта 6 ст. 39.46 ЗК РФ установлено, что публичный сервитут, установленный в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут, является безвозмездным.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 30:05:040132:515, расположенным по адресу: <адрес>. На территории данного земельного участка расположена действующая опора ЛЭП. Данные обстоятельства установлены на основании сведений Росреестра, показаний истца в судебном заседании и представленных им фотографиями.
Истцом также в материалы дела представлен договор, заключенный между ним и ОАО «МРСК Юга» Филиала ОАО «МРСК Юга»-«Астраханьэнерго» и истцом на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Также из материалов дела следует, что ПАО «Россети Юг» обратилось в администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> с ходатайством об установлении публичного сервитута сроком на 49 лет в отношении земель и земельных участков в целях размещения линейного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 Кв КТП-83 ф. 8 пс Камызяк и его неотъемлемых технологических частей.
Установление данного публичного сервитута необходимо для обслуживания объекта электросетевого хозяйства ВЛ- 0,4 Кв КТП-83 ф. 8 пс Камызяк существующий (год постройки - 2013 г.), который относится к движимому имуществу, следовательно, право собственности на него возникло в момент завершения его строительства (постройки).
Из инвентарной карточки № 300000023842 от 23.08.2018 г. следует, что объект электросетевого хозяйства ВЛ- 0,4 Кв КТП-83 ф. 8 пс Камызяк существующий построен в 2013 году.
Постановлением администрации муниципального образования «Камызякский район» от 12.08.2021 № 1382 установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении земельных участков по перечню согласно приложению, в целях размещения линейного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 Кв КТП-83 ф. 8 пс Камызяк и его неотъемлемых технологических частей. Земельный участок с кадастровым номером 30:05:040132:515, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанный перечень в соответствии с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в отношении земельного участка истца постановлением ответчика установлен публичный сервитут для обслуживания электросетевого хозяйства. Истец является стороной по договору на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд полагает требования истца об установлении соразмерной платы за пользование земельным участком, обремененным сервитутом, в виде ежемесячной выплаты в размере 6000 рублей с возможностью изменения размера ежегодной платы при изменении рыночной стоимости земельного участка и обязании ответчика осуществить выплату за пользование земельным участком, обремененным публичным сервитутом не основанными на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░ 12.08.2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░