Решение по делу № 8Г-19680/2020 [88-20582/2020] от 28.07.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-20582/2020

               ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Юдиной С.В., Шеховцовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2020 года гражданское дело по иску Овчинниковой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) о включении периодов работы в педагогический стаж

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное)

на решение Вольского районного суда Саратовской области от 25 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-1-148/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 4 июня 2020 года по гражданскому делу № 33-3688/2020,

заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В., возражения по доводам кассационной жалобы истца Овчинниковой С.В. и ее представителя Тихоновой Т.Н., действующей на основании доверенности,

установила:

Овчинникова С.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) о включении периодов работы в педагогический стаж.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 4 июня 2020 года, исковые требования Овчинниковой С.В. удовлетворены: признано незаконным решение ГУ-УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) от 17 декабря 2018 года в части отказа включения в специальный стаж периодов работы Овчинниковой С.В. с 15 августа 1991 года по 13 марта 1992 года в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в Лидском музыкальном училище, с 1 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года в МОУ СПО «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева» с одновременной работой по совместительству в МОУ ДО «Детская школа искусств № 3», с 14 февраля 2014 года по 22 февраля 2018 года в должности преподавателя ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств», на ответчика возложена обязанность включить спорные периоды в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В поданной кассационной жалобе ГУ-УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части включения в специальный стаж периодов работы Овчинниковой С.В. с 15 августа 1991 года по 13 марта 1992 года, с 1 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая, что отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после 1 января 1991 года в период работы истца на территории Республики Беларусь, а также на отсутствие возможности суммирования нагрузки преподавателя профессионального и дополнительного образования, ввиду различной нормы рабочего времени за ставку.

Поскольку судебные акты обжалуются в части удовлетворения исковых требований Овчинниковой С.В. о включении периодов работы истца с 15 августа 1991 года по 13 марта 1992 года, с 1 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.

Как установлено судом, 21 февраля 2018 года Овчинникова С.В. обратилась в ГУ-УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) от 17 декабря 2018 года Овчинниковой С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в решении указано, что из подсчета общего и специального стажа истца исключены периоды работы с 15 августа 1991 года по 10 сентября 1993 года в должности преподавателя музыкально теоретических дисциплин в Лидском музыкальном училище (Республика Беларусь); с 1 января 2000 года по 31 декабря 2000 года в должности преподавателя на 0,6 ставки в МОУ ДО «Детская школа искусств № 3» и одновременно протекавший период работы на 0,8 ставки в МОУ СПО «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева» в качестве преподавателя теоретических дисциплин, с 14 февраля 2014 года по 22 февраля 2018 года в должности преподавателя ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств».

Согласно материалам дела, Овчинникова С.В. 15 августа 1991 года принята на работу преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Лидское музыкальное училище Республики Беларусь, приказом № 58 от 13 сентября 1993 года уволена с 1 сентября 1993 года.

Из материалов дела следует, что в период с 1 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года Овчинникова С.В. работала в МОУ СП «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева» на 0,8 ставки, и данная работа для истца являлась основной, что подтверждается трудовой книжкой, справкой от 23 января 2018 года № 63.

Согласно справке МУ ДО «Детская школа искусств № 1 г. Вольска» от 15 сентября 2017 года № 180 Овчинникова С.В. с 1 сентября 2000 года по 31 мая 2001 года работала в должности преподавателя по совместительству на 0,6 ставки в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 3».

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января    2015    года – даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный педагогический стаж работы), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В пункте 1 раздела «Наименование должностей» указанного Списка №781 предусмотрена должность «преподаватель», в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» поименованы образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), а том числе, училища всех наименований; пунктами 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» предусмотрены должность преподавателя дополнительного образования и учреждение – детская школа искусств, в том числе, по виду (видам) искусств.

Согласно пункту 3 данных Правил, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка – в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Удовлетворяя исковые требования Овчинниковой С.В. о включении периодов работы с 15 августа 1991 года по 13 марта 1992 года в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в Лидском музыкальном училище (Республика Беларусь), суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанного периода трудовой деятельности, поскольку в соответствии с положениями Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждения уплаты страховых взносов за указанный период не требуется.

Разрешая спор Овчинниковой С.В. и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов ее работы с 1 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года в должности преподавателя в МОУ СП «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева», где количество учащихся до 18 лет в данный период составляло 70%, на 0,8 ставки и в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 3» по совместительству на 0,6 ставки, суды верно исходили из установления факта выполнения работы Овчинниковой С.В. в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года № 781, с суммарной выработкой учебной нагрузки более, чем за 1 ставку заработной платы,

В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Федеральным законом от 7 декабря 2006 года № 227-ФЗ), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные ГУ-УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения в специальный стаж указанных периодов работы, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Ссылку в кассационной жалобе ответчика на отсутствие возможности суммирования нормы рабочего времени истца по основному и другим местам работы, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, запрет на указанное суммирование не содержат положения пункта 3 данных Правил выполнены.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 4 июня 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-19680/2020 [88-20582/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Овчинникова Светлана Викторовна
Ответчики
ГУ- УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное)
Другие
Тихонова Татьяна Николаевна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Юдина С.В.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
26.10.2020Судебное заседание
26.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее