Дело № 2-969/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2017 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.,
с участием:
представителя истца – Мартынова А.И., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика – Чумакова В.Э., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.О.В. к Государственному учреждению – Севастопольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Севастопольский центр протезирования и ортопедии», о признании незаконным отказа, взыскании суммы,
УСТАНВОИЛ:
К.О.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным отказ Государственного учреждения - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в выплате ему компенсации в полном объеме за приобретенные технические средства реабилитации; взыскать с Государственного учреждения - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в свою пользу компенсацию за приобретенные технические средства реабилитации в размере 82 680,71 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации истец был признан нуждающимся в технических средствах реабилитации, в том числе: протез бедра модульный 1 шт. 8-30; протез бедра для купания 1 шт. 8-32, чехол на культю бедра хлопчатобумажный 4 шт. 8-36, чехол на культю бедра шерстяной 4 шт. 8-35. Срок проведения реабилитационных мероприятий установлен бессрочно, исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации значится ГУ Сев РО ФСС.
26.01.2016 и 29.01.2016 истец самостоятельно приобрел технические средства реабилитации на общую сумму 299 279,51руб., после чего обратился с заявлением к ответчику о компенсации стоимости за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации. Истцу были частично компенсированы указанные расходы в размере 216 598,80 руб. Сумма компенсации за технические средства реабилитации в размере 82680,71 руб. осталась не выплаченной. Указанный отказ в компенсации расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в полном объеме истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что истец, определяя размер компенсации, берет во внимание рекомендации ответчика, согласно которым за основу приняты цены контракта, заключенного ближайшим к Севастопольскому РО отделению Фонда социального страхования.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, предоставил суду отзыв на иск, в котором указал, что компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации была рассчитана исходя из цен Государственного контракта № 156 от 02.02.2015 Государственного учреждения –Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Чувашия и Государственный контракт № 57 от 14.03.2015 Государственного учреждения –Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея – последние по времени осуществления закупки технического средства реабилитации, информация о которых размещена в сети интернет, проведенные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель третьего лица в судебное заседание явку представителя не обеспечил, причины неявки суду не сообщил, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, в связи с чем суд с согласия сторон счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Севастопольский центр протезирования и ортопедии» в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что К.О.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, первой степени ограничения способности к трудовой деятельности, что подтверждается материалами дела.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 07.10.2015, истец признан нуждающимся в технических средствах реабилитации, в том числе : протез бедра модульный 1 шт. 8-30; протез бедра для купания 1 шт. 8-32, чехол на культю бедра хлопчатобумажный 4 шт. 8-36, чехол на культю бедра шерстяной 4 шт. 8-35.
24.12.2015 между К.О.В. и ООО «Севастопольский центр протезирования и ортопедии» (далее ООО «СЦПО») заключен договор № на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий.
В соответствии с п.1.1 вышеуказанного договора ООО «СЦПО» обязалось изготовить и поставить истцу, в том числе: 8-30 протез бедра модульный; 8-36 чехол на культю бедра хлопчатобумажный, 8-35 чехол на культю бедра шерстяной.
Стоимость протезно-ортопедических изделий в соответствии с п.5.1 договора составила 148 355,11 руб., которые были оплачены истцом согласно платежному поручению № от 26.01.2016, в том числе стоимость протеза бедра модульного- 147 543,11 руб., стоимость чехлов на культю бедра хлопчатобумажных в кол-ве 2 шт. – 380,00 руб.
26.01.2016 вышеуказанные протезно-ортопедические изделия были получены истцом, что подтверждается товарной накладной № от 26.01.2016.
Также 25.01.2016 между К.О.В. и ООО «Севастопольский центр протезирования и ортопедии» (далее ООО «СЦПО») заключен договор № на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий.
В соответствии с п.1.1 вышеуказанного договора ООО «СЦПО» обязалось изготовить и поставить истцу, в том числе: 8-32 протез бедра для купания.
Стоимость протезно-ортопедических изделий в соответствии с п.5.1 договора составила 150 924,40 руб., которые были оплачены истцом согласно платежному поручению № от 29.01.2016.
29.01.2016 вышеуказанное протезно-ортопедическое изделие было получено истцом, что подтверждается товарной накладной № от 29.01.2016 а также актом сдачи-приемки работ №.
В апреле 2016 года К.О.В. обратился в адрес Государственного учреждения – Севастопольской региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о компенсации стоимости за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов выплаты компенсаций по возмещению расходов инвалидам, ветеранам при самостоятельном приобретении ими технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия № от 25.04.2016 платежным поручением № от 13.05.2016 истцу компенсирована сумма в размере 216 598,80 руб., в том числе истцу компенсирована стоимость протеза бедра модульного – 110077,00 руб., стоимость чехлов на культю бедра – 595,72 руб., стоимость протеза бедра для купания – 102413,00 руб., стоимость обуви на протез – 4513,08 руб.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов выплаты компенсаций по возмещению расходов инвалидам, ветеранам при самостоятельном приобретении ими технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия от 25.04.2016 № 123 комиссия пришла к выводу о том, что выбор контрактов для определения компенсации стоимости ТСР был сделан в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации». Для расчета размера компенсации за спорные позиции, а именно, протез бедра модульный был выбран контракт № 57 от 14.03.2015 РО ФСС Республика Адыгея, для расчета размера компенсации за протез бедра для купания выбран контракт № 156 от 02.02.2015 РО ФСС Республика Чувашия.
Истец же в свою очередь просит суд рассчитать и взыскать компенсацию исходя из цены Государственного контракта от 14.04.2014 № на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов Краснодарского края в 2014 году, ссылаясь на то, что указанный контракт заключен в Южном федеральном округе и исполнен.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ») индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государство, в силу ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240.
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) или выплаты компенсации (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида).
В силу ч.6 ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее – Порядок), который определяет правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - компенсация), и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Согласно п.4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что на дату подачи истцом ответчику заявления о компенсации, Севастопольским РО Фонда и иными отделениями Фонда в пределах Крымского федерального округа данных технических средств реабилитации не осуществлялась. Следовательно, стоимость соответствующего технического средства реабилитации должно определяться по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагалась на официальном сайте сети «Интернет», проведенной любым региональным отделением Фонда, расположенным в пределах территории РФ.
Включение Крымского федерального округа в состав Южного федерального округа произошло лишь в 2016 году, т. е. после возникновения спорных правоотношений.
Судом установлено, что на официальном сайте сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, были размещены Государственный контракт № 156 от 02.02.2015 Государственного учреждения –Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Чувашия и Государственный контракт № 57 от 14.03.2015 Государственного учреждения –Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея.
Указанные контракты содержали следующие необходимые сведения:
вид технического средства реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), закупленного уполномоченным органом;
вид услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; 2014, N 38, ст. 5096);
стоимость конкретного вида технического средства реабилитации и (или) услуги в рамках заключенного уполномоченным органом государственного контракта на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг;
ссылку на заключенный уполномоченным органом государственный контракт и исполненный сторонами в полном объеме по конкретному виду технического средства реабилитации и (или) услуги, включенный в реестр контрактов, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Судом установлено, что стоимость спорных позиций: протеза бедра модульного, указанного в контракте № 57 от 14.03.2015, аналогичного протезу бедра модульного, указанного в индивидуальной программе реабилитации истца, составила 110077,00 рублей, стоимость протеза бедра для купания, указанного в контракте № 156 от 02.02.2015, аналогичного протезу бедра для купания, указанного в индивидуальной программе реабилитации истца, составила 101413,00 рублей.
На вопрос председательствующего представители сторон в судебном заседании пояснили, что помимо кода классификации по шифру 8-32 к протезу бедра для купания и шифру 8-30 к протезу бедра модульному иных идентифицирующих требований к указанному виду ТСР не установлено. В ИПР истца также отсутствует более детальное указание на технические характеристики протезов 8 -30, 8-32, требуемых именно истцу.
Сопоставив наименование технических средств реабилитации, приобретенных инвалидом, и видов технических средств реабилитации, предусмотренных классификацией технических средств реабилитации, судом установлена их аналогичность ТСР, указанным в контрактах № 57 от 14.03.2015, № 156 от 02.02.2015.
Судом установлено, что ответчиком была компенсирована истцу стоимость ТСР протеза бедра модульного типа и протеза бедра для купания в размере согласно вышеуказанных контрактов.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истцом при самостоятельном приобретении технического средства реабилитации понесены расходы в большем размере, чем сумма, компенсированная ответчиком.
Однако возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органам по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена. Аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 5 сентября 2016 г. N 44-КГ16-11.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика соответствуют действующему правовому регулированию спорных правоотношений, основаны на фактических обстоятельствах, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом не принимаются доводы представителя истца о том, что в Государственных контрактах № 57 от 14.03.2015, № 156 от 02.02.2015 указаны изделия, стоимость которых возмещена К.О.В., которые не аналогичны изделиям, изготовленным для истца, поскольку ИПР истца не содержит детальных технических характеристик ТСР протеза бедра модульного и протеза бедра для купания, а изготовление истцом ТСР, с техническими характеристиками, стоимость которых превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида, является правом истца, однако обязанность ответчика по компенсации стоимости такого ТСР законодательно не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 06.03.2017.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –