Судья Васильева Е.Э.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 сентября 2018 года № 33а-4696/2018
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Молоковой Л.К., Соколовой М.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Семина И.А. на решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 25 июня 2018 года, которым Семину И.А. в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Ленинского района города Ярославля об оспаривании ответа - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., судебная коллегия
установила:
17 апреля 2018 года ответом заместителя прокурора Ленинского района г.Ярославля Ерохиным Я.С. обращение Семина И.А. оставлено без ответа по существу на основании п. 2.12 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры России от 30 января 2013 года № 45, так как оно содержит нецензурные и оскорбительные выражения. Семин И.А. уведомлен о недопустимости злоупотребления предоставленным законом правом на обращение.
03 мая 2018 года Семин И.А. обратился в Вашкинский районный суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Ленинского района г.Ярославля об оспаривании указанного ответа на обращение, считая его незаконным. В обоснование указал, что оспариваемый ответ содержит утверждение о том, что при обращении в прокуратуру Семин И.А. употребил нецензурные выражения, с чем он не согласен.
Протокольным определением суда от 01 июня 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Ярославской области.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Семин И.А. указал, что с решением не согласен. Направлял письмо в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая поручила провести проверку изложенных в обращении фактов прокуратуре Ярославской области, а та направила обращение в прокуратуру Ленинского района г.Ярославля. Полагает, что Генеральная прокуратура РФ и прокуратура Ярославской области не усмотрели в его обращении оскорблений и нецензурных выражений, иначе могли также оставить его обращение без рассмотрения. Невыполнение прокурором Ленинского района г.Ярославля пункта 2.12 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 лишает его доступа к правосудию, возможности оправдаться в равноправном и состязательном процессе. Считает, что в ответе и.о. прокурора Ленинского района г.Ярославля от 07 июня 2018 года № 2042-18/5740 содержится клевета в его адрес, так как он отрицательно характеризует не всех прокуроров Ярославской области. Просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ленинского района г.Ярославля Ерохин Я.С. полагал, что оснований к отмене судебного акта не имеется.
В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец
Семин И.А., представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу положений части 3 статьи 11 Федерального закона от 02 мая
2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Доводы подателя жалобы о том, что ни Генеральная прокуратура РФ, ни прокуратура Ярославской области не усмотрели в его обращении оскорблений и нецензурных выражений, а направили обращение для проведения проверки прокурору Ленинского района г.Ярославля, судебная коллегия находит несостоятельными, так как в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года №45 (далее – Инструкции), обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов.
Обращение Семина И.А. было направлено в порядке подчиненности, прокурору Ленинского района г.Ярославля для проведения проверки, так как в прокуратуре области рассматриваются жалобы на решения об отказе в удовлетворении требований заявителей, принятые прокурорами городов и районов.
Согласно пункту 2.12 Инструкции, обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.
Заместителем прокурора Ленинского района г.Ярославля от 17 апреля 2018 года обращение Семина И.А. оставлено без ответа по существу, поскольку содержит нецензурные и оскорбительные выражения с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу, что обращение Семина И.А. содержало некорректную и оскорбительную оценку личности должностных лиц органов прокуратуры, что придавало уничижительную негативную и оскорбительную направленность его высказываниям. Наличие в обращении оскорбительных выражений является достаточным основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Несогласие административного истца с содержанием данных ему ответов само по себе не может служить основанием для признания ответа на обращение незаконным.
В то же время, судебная коллегия отмечает, что орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным, поскольку согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Непринятие прокурором мер прокурорского реагирования при том, что административному истцу предоставлена возможность самостоятельной судебной защиты своего права, не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав и свобод гражданина.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семина И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: