Дело № 11-34/2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2018г. г.Вятские Поляны Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Овсянниковой И.С.,
с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 11.04.2018г. по иску Вятскополянского межрайпрокурора в интересах Кузнецовой Н.Ю. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Вятскополянский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах Кузнецовой Н.Ю. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области, о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг. В обосновании требований указал, что Кузнецова Н.Ю. с 20.01.1994г. и по настоящее время работает в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» (ранее МЛПУ Краснополянская больница, МУЗ «Краснополянская участковая больница», МУЗ «Краснополянская городская больница», КОГБУЗ «Краснополянская городская больница») в должности акушерки родильного отделения Омгинского медпункта, и проживает в д<адрес> до 01.01.2005г. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с освещением и отоплением. Несмотря на то, что Кузнецова Н.Ю. имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, указанная льгота в полном объеме ей не предоставлена. В связи с чем просил взыскать с ответчиков в пользу Кузнецовой Н.Ю. уплаченные ею денежные средства за отопление и потребленную энергию за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. в сумме 10 455руб. 97коп.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Давлятшиной Р.Г. уточнила исковые требования, просила исключить из числа ответчиков КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», поскольку учреждение находится в ведении субъекта РФ - Кировская область, и отсутствует правовой акт органа государственной власти субъекта РФ - Кировской области, устанавливающего меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта федерации. В остальном требования поддержала в полном объеме.
Решением мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 11.04.2018г. исковые требования Вятскополянского межрайпрокурора, действующего в интересах Кузнецовой Н.Ю. удовлетворены, взысканы с Субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта в пользу Кузнецовой Н.Ю. затраты, понесенные медицинским работником на оплату коммунальных услуг, за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. в размере 10 455руб. 97коп.
С решением суда не согласно Министерство финансов Кировской области, в апелляционной жалобе представитель министерства Кузьминых М.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в Законе Кировской области от 03.11.2004 года №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Согласно ст.4Закона № 267-ЗО от 03.11.2004г. размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, в связи с чем обязательство субъекта РФ - Кировская область перед Кузнецовой Н.Ю. выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005г. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005г. не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005г.
Законом Кировской области №267-ЗО установлена
система мер социальной поддержки указанных лиц, которая не носит
компенсационного характера в отношении ранее представляемых льгот, в
нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Указывает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005г., то есть одновременно работали и проживали в сельской местности и пользовались льготами. Пользование льготами должно подтверждаться документально.
Также указала, что финансирование предоставления льгот медицинским работникам производится за счет соответствующих субвенций из федерального бюджета. А при недостаточности выделенных средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
В возражениях на апелляционную жалобу Вятскополянский
межрайпрокурор ссылается на законность принятого решения и
отсутствие правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В судебном заседании помощник Вятскополянского межрайпрокурора Давлятшина Р.Г. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу.
Истец Кузнецова Н.Ю. в судебное заседание не явилась. В заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Представитель КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» в судебное заседание не явился. От главного врача Селивановой Е.А. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело без участия представителя ЦРБ.
Представитель третьего лица – УФК по Кировской области Иванов П.С. в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указал, что заявленные в апелляционной жалобе требования являются необоснованными, поставленные вопросы полно и всесторонне рассмотрены мировым судьей, оснований для отмены решения не имеется. Дело просил рассмотреть в отсутствии представителя УФК по Кировской области.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Статья 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относила медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года №122-ФЗ признал ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки
отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и
проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 года №267-ЗО установлено, что
фармацевтическим и медицинским работникам учреждений; здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с положениями указанного закона размер частичной ежемесячной компенсации с 01.07.2014г. составляет 628руб.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ при
переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ в рамках
длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005
года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии,
носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых
настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться, как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
Из материалов дела следует, что Кузнецова Н.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
20.01.1994г. Кузнецова Н.Ю. принята на должность акушерки родильного отделения Омгинского медпункта, 28.02.2002г. переведена в Краснополянскую больницу на должность заведующей Омгинского ФАП, с 19.02.1998г. Красно-Полянская больница переименована в МЛПУ «Краснополянская больница», 30.05.2005г. переименована в МУЗ «Краснополянская участковая больница», с 14.02.2006г. - МУЗ «Краснополянская городская больница», с 01.01.2012г. КОГБУЗ «Краснополянская городская больница»), 01.08.2012г. КОГБУЗ «Краснополянская городская больница» реорганизовано путем слияния в КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница».
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 года) Кузнецова Н.Ю. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением по декабрь 2004 года включительно.
С 01.01.2012г. учреждение здравоохранения, где работает истец,
передано из муниципальной собственности в собственность Кировской
области.
Судом установлено, что Кузнецова Н.Ю. оплатила за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. за отопление: 12.217руб. 55коп., за освещение: 5.146руб. 42коп. Общая сумма компенсации, полученной истцом за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. составила 6.908руб.
Разрешая спор, мировой судья, установив, что истец до 01.01.2005г., как медицинский работник, пользовалась льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, при отсутствии правового акта органа государственной власти субъекта РФ - Кировской области, устанавливающего меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта федерации, в объеме не ниже таких мер, предоставлявшихся им до изменения законодательства, пришел к обоснованному выводу о возложении на министерство финансов Кировской области обязанности компенсировать расходы истца по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения в сумме 10.455руб. 97коп. за период 01.01.2017г. по 31.12.2017г.
Расчет подлежащих возмещению расходов проверен судом и обоснованно признан правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что Кузнецова Н.Ю. имела право и пользовалась указанными коммунальными льготами до 01.01.2005г., подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Доказательствам судом дана правильная оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку доказательств, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 11.04.2018г. по иску Вятскополянского межрайпрокурора в интересах Кузнецовой Н.Ю. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг - оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - Л.И.Колесникова.