РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Таранов А.В. Дело № 33а-3619/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2019 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Шкуратовой А.В., Быстровой М.А.,
при секретаре Сурниной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Горшкова А.Ю. и администрации ГО «Город Калининград» на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 08 мая 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Горшкова Александра Юрьевича к администрации городского округа «Города Калининград» об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги:
признан незаконным отказ администрации городского округа «Город Калининград» от 02 апреля 2019 года в оказании Горшкову Александру Юрьевичу муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № и возложена на администрацию городского округа «Город Калининград» обязанность повторно рассмотреть заявление Горшкова Александра Юрьевича о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В остальной части иска отказано.
Возложена обязать на администрацию городского округа «Город Калининград» сообщить в Лениниградский районый суд г. Калининиграда об исполнении настоящего решения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., объяснения Горшкова А.Ю., представителя администрации ГО «Город Калининград» и Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» Суслина О.Е., поддержавших доводы поданных ими апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшков А.Ю. обратилась в суд с названным выше административным иском, указав, что в 2018 году на основании разрешения на строительство от 06.10.2017 года он возвел индивидуальный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв. м, на находящемся у него в аренде земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленном администрацией ГО «Город Калининград» для индивидуального жилищного строительства; после регистрации права собственности на жилой дом обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Уведомлением от 02 апреля 2019 года № Горшкову А.Ю. отказано в формировании земельного участка по тому основанию, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении, поскольку возведенный на земельном участке жилой дом обладает признаками многоквартирного жилого дома.
Сославшись на то, что право собственности на построенный индивидуальный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке; дом соответствует характеристикам одноквартирного жилого дома, что подтверждено актом экспертного исследования, Горшков А.Ю. на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктов 1,2 статьи 39.20 ЗК РФ просил признать незаконным отказ в предоставлении ему земельного участка в собственность за плату и обязать административного ответчика направить в срок тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Горшков А.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных требований, в её обоснование приводит те же доводы, что и в административном иске, а также считает, что суд при отсутствии к тому достаточных оснований возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, что не направлено на восстановление его нарушенных прав, поскольку администрация ГО «Город Калининград» уже дважды рассматривала такое заявление, при этом при втором рассмотрении было проигнорировано представленное им экспертное заключение о соответствии возведенного объекта по своим характеристикам одноквартирному жилому дому; полагает, что никаких новых обстоятельств, нуждающихся в проверке, не имеется.
В апелляционной жалобе администрация ГО «Город Калининград» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, в её обоснование, настаивая на своей позиции о несоответствии возведенного на земельном участке жилого дома требованиям СП 55.13330.2016, предъявляемым к одноквартирному жилому дому, и о наличии у здания признаков многоквартирного жилого дома, указывает на отсутствие обстоятельств, нуждающихся в новой проверке, а также приводит доводы о том, что до настоящего времени строительные работы в доме не окончены, законом не предусмотрено предоставление в льготном порядке земельного участка в собственность для эксплуатации объекта незавершенного строительства.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 02 декабря 2016 года между администрацией ГО «Город Калининград» и А. на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» заключен на срок двадцать лет договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства.
21 декабря 2016 года между А. и Б. заключено соглашение о переуступке права аренды земельного участка по договору аренды № от 02.12.2016 года.
25 августа 2017 между Б. и Горшковым А.Ю. заключено соглашение о переуступке права аренды земельного участка по договору аренды № от 02.12.2016 года.
06 октября 2017 года Горшковым А.Ю. получено разрешение на строительство № на указанном выше земельном участке индивидуального жилого дома с количеством этажей не более 3, включая мансардный этаж, со сроком действия до 06 октября 2027 года.
15 января 2018 года в результате кадастровых работ в связи с созданием одноэтажного здания, расположенного по адресу: <адрес>, подготовлен технический план данного объекта.
23 января 2018 года зарегистрировано право собственности Горшкова А.Ю. в отношении возведенного на земельном участке с кадастровым номером № здания на основании технического плана здания от 15.01.2018 года.
Согласно декларации об объекте недвижимости, назначение здания указано как жилой дом, наименование индивидуальный жилой дом.
В соответствии с действовавшей в период регистрации права частью 7 статьи 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являлись только технический план объекта индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Как усматривается из материалов дела, наименование возведенного на земельном участке здания как индивидуальный жилой дом определено самим Горшковым А.Ю. в поданной им в регистрирующий орган декларации об объекте недвижимости (л.д.65-66).
При таком положении не имеет определяющего правового значения для разрешения данного спора сведения государственного кадастра недвижимости о назначении здания - жилой дом и о его наименовании – индивидуальный жилой дом, поскольку эти сведения внесены на основании данных декларации об объекте недвижимости, заполненной Горшковым А.Ю., проверка достоверности которых в компетенцию регистрирующего органа не входит.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса подпункт 6 пункта 2).
Исходя из изложенного, объект, дающий Горшкову А.Ю. право на льготный выкуп земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного по условиям договора аренды от № от 02.12.2016 для индивидуального жилищного строительства, должен находиться в его собственности и обладать характеристиками индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
05 марта 2019 года Горшков А.Ю. обратился в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №.
Оспариваемым уведомлением от 02 апреля 2019 года № Горшкову А.Ю. отказано в оказании муниципальной услуги по предоставлению земельного участка по тому основанию, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении, поскольку возведенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, жилой дом имеет признаки многоквартирного дома.
Основанием для такого вывода послужило заключение должностных лиц отдела проверок и муниципального контроля Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград», составленное по результатам визуального осмотра неоконченного строительством двухэтажного с мансардой здания, имеющего четыре входа (выхода), 36 окон, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м.
Указанное заключение содержит вывод о том, что назначение данного объекта (индивидуальный или многоквартирный дом) может быть определено организацией, уполномоченной выдавать заключение по данному вопросу.
Как следует из материалов дела и подтверждено в суде представителем административных ответчиков Суслиным О.Е., администрация ГО «Город Калининград», принимая спустя 11 месяцев после вышеуказанного осмотра решение об отказе в предоставлении Горшкову А.Ю. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, сделала вывод о возведении на данном земельном участке объекта, имеющего признаки многоквартирного дома, на основании вышеуказанного заключения от 25.02.2018 года, хотя на момент его проведения строительство дома фактически не было завершено.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности такого отказа, в связи с чем удовлетворил требования административного истца в указанной части.
Что же касается требований Горшкова А.Ю. о возложении на административного ответчика обязанности направить в срок тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, то в их удовлетворении суд отказал со ссылкой на то, что приведенные заявителем обстоятельства о возникновении у него права на приобретение земельного участка в собственность без торгов не получили оценки уполномоченного органа.
В материалах дела имеется представленный Горшковым А.Ю. акт экспертного исследования эксперта ФБУ «Калининградская лаборатория судебной экспертизы» от 25.02.2019 года №, согласно которому возведенный на земельном участке с кадастровым номером № жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства.
Данный акт прилагался к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность, однако принятое административным ответчиком решение не содержит мотивов, по которым отклонен вышеуказанный вывод эксперта, обследовавшего возведенное Горшковым А.Ю. здание спустя год после его осмотра должностными лицами отдела проверок и муниципального контроля Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград».
При таком положении суд первой инстанции правомерно направил заявление Горшкова А.С. для повторного рассмотрения, признав вывод административного органа о наличии признаков многоквартирного дома у объекта, возведенного Горшковым А.Ю. на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, который был сделан на основании доказательств, полученных в период, когда фактическое строительство дома не было завершено, необоснованным.
Доводы Горшкова А.Ю., сводящиеся к тому, что акт экспертного исследования содержит заключение о том, что построенный им жилой дом является одноквартирным, отмену решения суда в части направления заявления административному ответчику для повторного рассмотрения, не влекут, поскольку данный документ не был учтен администрацией ГО «Город Калининград» при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, из данного акта бесспорно не следует, что построенное Горшковым А.Ю. двухэтажное с мансардой здание, общей площадью 639,2 кв. м, имеющее четыре входа, условно разделенное на три полностью изолированных друг от друга на уровнях второго этажа и мансарды части, имеющие каждая по лестнице, по выходу на земельный участок и схожий набор помещений, примерно одинаковой площади, является одноквартирным жилым домом (л.д. 37-39; 75-77).
Из объяснений Горшкова А.Ю. в суде апелляционной инстанции следует, что он построил дом для троих своих сыновей, чтобы у каждого был свой вход, свои комнаты с целью не пересекаться и избежать семейных конфликтов.
Вместе с тем, дом жилой одноквартирный отдельно стоящий включает в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (пункт 3.5 СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001).
В жалобе содержатся пояснения Горшкова А.Ю. о том, что количество пожарных входов (выходов) обусловлено наличием на первом этаже двух котельных: газовой и на твердом топливе, что следует из плана первого этажа, составленного 28.12.2017 г. кадастровым инженером Рябовым В.Г., подпись которого на документе отсутствует (л.д.37).
Однако из плана первого этажа, составленного 28.12.2017 г. и подписанного кадастровым инженером В., следует, что данные помещения, площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м, имеющие по два окна, являются жилыми комнатами (л.д. 75).
Поскольку уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, не содержит обоснования, почему административный ответчик при наличии указанного выше акта экспертного исследования пришел к выводу о том, что здание имеет признаки многоквартирного дома, настаивая при этом в суде апелляционной инстанции на том, что строительство объекта еще не завершено, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции о признании такого отказа незаконным и направлении заявления Горшкова А.Ю. о предоставлении земельного участка для повторного рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что строительство дома Горшковым А.Ю. фактически не окончено, а законом не предусмотрено предоставление земельного участка для эксплуатации объекта незавершенного строительства, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Горшкову А.Ю. отказано в предоставлении земельного участка в собственность по другому основанию.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 08 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: