Решение от 03.07.2020 по делу № 2а-1540/2020 от 13.04.2020

Дело №2а-1540/2020,

УИД 76RS0014-01-2020-001021-84

Изготовлено 10.07.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                         3 июля 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Овсянниковой А.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лопиной Ирины Анатольевны к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Лопина И.А. обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, просила признать бездействие административного ответчика по непроведению оценки принадлежащей Лопиной И.А. квартиры по адресу: <адрес>, на период в период не позднее 12.07.2017 незаконным, возложить на административного ответчика обязанность провести оценку квартиры на данную дату.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Лопина И.А. является сособственником квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Исчисление налога на имущество физических лиц производится исходя из кадастровой стоимости данной квартиры, при этом оценка данной квартиры (определение ее кадастровой стоимости) проводилась в 2012 году. Результаты работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012 №1404-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области». Оценка объектов недвижимости, в том числе квартиры Лопиной И.А., произведена на 12.07.2012, о чем 04.01.2013 внесены сведения в кадастр недвижимости в соответствии с вышеназванным постановлением. В период с 2012 года по настоящее время последующая оценка квартиры Лопиной И.А. не проводилась. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценка кадастровой стоимости объекта недвижимости должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов кадастровой стоимости. По мнению административного истца, исходя из указанных требований закона и фактических обстоятельств, следующее определение кадастровой стоимости указанной квартиры должно было быть проведено не позднее 12.07.2017 года, что ответчиком не исполнено. На основании абзаца 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права Лопиной И.А. как плательщика налога на недвижимость, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Бездействие ответчика нарушает права Лопиной И.А. на своевременную и объективную оценку принадлежащей ей недвижимости и последующий размер уплаты имущественного налога на этот объект недвижимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Лопина П.А., ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов».

Лопина И.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов в суде Лопину А.В.

Представитель административного истца на основании доверенности Лопин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Лопин А.В. пояснил, что из переписки Лопиной И.А. с государственными органами видно, что только 08.04.2020 в ответ на обращение Лопиной И.А. департамент дал ответ о том, что именно он является ответственным за проведение кадастровой оценки. Лопин А.В. полагал, что, с данного дня должен исчисляться срок на обращение в суд. По мнению представителя административного истца, кадастровая оценка должна была быть проведена не позднее декабря 2017 года; известно об этом административному истцу стало в 2018 году. По словам Лопина А.В., первое обращение по вопросу кадастровой стоимости было направлено административным истцом в декабре 2017 года, но из ответов уполномоченных органов нельзя было однозначно определить, кто именно несет ответственность.

Представитель административного ответчика – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, заинтересованного лица - ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» на основании доверенностей Николаева Т.Б. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления Лопиной И.А. возражала по доводам письменного отзыва на иск. Николаева Т.Б. пояснила, что любое определение кадастровой стоимости обусловлено либо решением государственного органа о проведении кадастровой оценки, либо связано с количественными и качественными изменениями объекта недвижимости; индивидуально по заявлению правообладателя кадастровая стоимость не определяется.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Ярославской области, заинтересованное лицо Лопина П.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует и судом установлено, что Лопиной И.А., Лопиной П.А. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

В соответствии с представленной стороной административного истца выпиской сведений из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.07.2017 указанная квартира имела кадастровую стоимость 5 371 642 рубля 82 копейки.

В соответствии с абзацем 1 ст.24.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

С 01.01.2017 года отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", частью 1 ст.11 которого установлено, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

В силу положений ч.1 ст.24 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч.2 ст.24 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").

В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.06.2017 №499-п, Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации области от 02.04.2007 №116, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки и осуществление иных полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", является департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области органом.

В соответствии с приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 13.08.2018 №11-н "О проведении государственной кадастровой оценки" в 2019 году проведена государственная оценка расположенных на территории Ярославской области объектов недвижимости, за исключением земельных участков; земельных участков категории земель "земли населенных пунктов"; земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" по состоянию на 01.01.2019.

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н, вступившим в силу с 01.01.2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019.

Кадастровая стоимость квартиры с кадастровым номером по результатам проведенной оценки составила 5 283 615 рублей 57 копеек.

В связи с внесением в 2019 году в ЕГРН изменений (уточнение материала стен дома по адресу: <адрес>) осуществлен перерасчет кадастровой стоимости всех объектов, расположенных в данном доме, по состоянию на 31.12.2019, при этом кадастровая стоимость квартиры с кадастровым номером составила 4 987 117 рублей 17 копеек. Данные сведения внесены в ЕГРН.

По смыслу ст.ст. 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными ли иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При недостаточности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Соответственно, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Из материалов дела следует, что на момент подачи в суд вышеназванного административного искового заявления государственная кадастровая оценка принадлежащей административному истцу квартиры проведена, результаты данной оценки утверждены 21.10.2019.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения ч.1 ст.13, ч.4 ст.14 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", суд приходит к выводу о том, основания для возложения на административного ответчика обязанность по проведению государственной кадастровой оценки квартиры с кадастровым номером по состоянию на 12.07.2017 отсутствуют.

Основания для возложения на административного ответчика каких-либо иных обязанностей, направленных на устранение нарушения прав административного истца, также отсутствуют.

Частью 1.1 ст.219 КАС РФ установлено, что если данным кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Принимая во внимание, что результаты проведенной в 2019 году государственной кадастровой оценки указанных выше объектов недвижимости утверждены 21.10.2019, суд приходит к выводу, что вышеназванное административное исковое заявление подано Лопиной И.А. 13.04.2020 по истечении установленного ч.1.1 ст.219 КАС РФ срока, что в силу ч.8 ст.219 КАС РФ также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении требований Лопиной И.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░░░

2а-1540/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лопина Ирина Анатольевна
Ответчики
ДИЗО по ЯО
Другие
Лопина Полина Александровна
ГБУ ЯО "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов"
Правительство Ярославской области
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Соболевский Михаил Германович
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
14.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020Дело оформлено
08.09.2020Дело передано в архив
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее