Решение по делу № 33а-19979/2020 от 02.12.2020

№ 2а-1956/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-19979/2020

23 декабря 2020 г.        г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Куловой Г.Р.,

судей Искандарова А.Ф., Каримовой Ф.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ситдиковой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьмина адрес к Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в восстановлении на учет в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье с июня 1998 года

по апелляционной жалобе Кузьмина адрес на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Каримовой Ф.М., судебная коллегия

установила:

Кузьмин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным решения Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан об отказе в восстановлении на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье, с июня 1998 года.

В обоснование требований указано, что Кузьмин С.А. и его супруга адрес являются жителями ЗАТО Межгорье и проживают непрерывно в жилом помещении по адресу: адрес с 1986 года. В 1998 году Кузьмин С.А. обратился с заявлением в Администрацию ЗАТО Межгорье о включении его и членов семьи в список граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО. С 04 июня 1998 года семья была поставлена на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье, на учете состояли до 21 января 2015 года. Постановлением Администрации ЗАТО Межгорье от 21 января 2015 года семью Кузьмина С.А. снята с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье, в связи с тем, что Кузьмин С.А. заключил трудовой договор с организацией, расположенной на территории ЗАТО, а именно трудоустроился в МУП ЖКХ. После увольнения из вышеуказанной организации, 16 ноября 2017 года, Кузьмин С.А. вновь обратился с заявлением в Администрацию ГО ЗАТО Межгорье о включении его и членов его семьи в список граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО. В декабре 2017 года семья была поставлена на учет. В связи с тем, что его семья в январе 2015 года была снята с учета с нарушением Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Кузьмин С.А. 19 мая 2020 года обратился с заявлением к Главе ЗАТО Межгорье Терехову И.С., в котором просил восстановить на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты, с июня 1998 года, в чем отказано письмом № №... от 17 июня 2020 года. Основанием для отказа указано, что Кузьмин С.А. был принят на учет граждан, желающих выехать из ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, 15 октября 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона № 454-ФЗ. С данным решением администрации не согласен, поскольку указанный Федеральный закон вступил в силу 01 января 2015 года, семья снята с учета 21 января 2015 года после вступления закона в силу. Семья не подлежала снятию с учета, сохраняла право состоять на данном учете до получения социальной выплаты, поскольку введённые исключения распространялись на Кузьмина С.А., который в момент трудоустройства в МУП ЖКХ уже находился на пенсии по старости.

Уточнив исковые требования, административный истец просил признать незаконным решение Администрации ГО ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года №..., которым отказано в восстановлении его и членов его семьи на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье РБ, с июня 1998 года, обязать административного ответчика восстановить его и членов его семьи на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье, с момента первоначального обращения с 04 июня 1998 года.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Кузьмина С.А. отказано.

В апелляционной жалобе Кузьмин С.А. просит отменить решение суда, мотивируя тем, что основанием для отказа в удовлетворении иска суд указал, что заявление Кузьмина С.А. было рассмотрено, заявителю направлен ответ по существу обращения. Считает решение суда необоснованным, поскольку семья снята с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье РБ 21 января 2015 года после вступления в силу Федерального закона № 454-ФЗ от 29 декабря 2014 года, поэтому сохраняла право состоять на данном учете для получения социальной выплаты, которая предоставляется гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия решения о постановки их на соответствующий учет. Положения пункта 2.4 статьи 7 Закона РФ «О ЗАТО» распространялись на Кузьмина С.А., который в момент трудоустройства в МУП ЖКХ уже находился на пенсии по старости.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).

Указанным требованиям обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении административного иска Кузьмина С.А. не соответствует.

Как следует из материалов дела, Кузьмин С.А. и его супруга ФИО1 являются жителями ЗАТО Межгорье и проживают непрерывно в жилом помещении по адресу: адрес с 1986 года.

Из материалов учетного дела № 350-к следует, что 04 июня 1998 года Кузьмин С.А. обратился в Администрацию ГО ЗАТО Межгорье с заявлением о включении его и членов семьи в список граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297 «О закрытом административно-территориальном образовании» в редакции, действовавшей на момент обращения, Кузьмин С.А. с 04 июня 1998 года принят на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье с составом семьи: супруга ФИО1., дочь ФИО2 дочь ФИО3

Согласно уведомлению от 03 февраля 2015 года решением комиссии по переселению граждан за пределы ЗАТО Межгорье от 21 января 2015 года семья Кузьмина С.А. снята с учета граждан, желающих выехать из ЗАТО Межгорье, и исключена из списка граждан, имеющих первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО Межгорье в случае переселения как проработавших 10 и более лет в организации (объекте), расположенной на территории ЗАТО Межгорье.

Из учетного дела №... следует, что на основании заявления Кузьмина С.А. от 02 ноября 2017 г. постановлением Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 16 ноября 2017 г. №... Кузьмин С.А. с составом семьи: супруга ФИО1. поставлен на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье.

Постановлением Администрации ЗАТО Межгорье от 25 декабря 2017 года №... Кузьмин С.А. с составом семьи супруга ФИО1. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище на 2015 - 2020 годы» и состоит до настоящего времени.

19 мая 2020 года Кузьмин С.А. обратился с заявлением в Администрацию ЗАТО Межгорье о восстановлении его на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты с июня 1998 года.

Письмом Администрации ЗАТО Межгорье исх. №... от 17 июня 2020 года Кузьмину С.А. сообщено об отсутствии правовых оснований для восстановления очередности по ранее поданному заявлению, Кузьмин С.А. на момент снятия с учета имел трудовые отношения с МУП ЖКХ г. Межгорье.

Из копии трудовой книжки Кузьмина С.А. следует, что приказом №... от 13 сентября 2010 года Кузьмин С.А. был уволен с работы на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ, затем приказом №... от 17 января 2011 года принят на работу в МУП ЖКХ г. Межгорье, по приказу №... от 16 августа 2016 года трудовой договор прекращен по инициативе работника в связи с выходом на пенсию впервые согласно пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Правоотношения сторон данного спора регулируются нормами Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в которых определяется правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в нем, особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет граждан) проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.

01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании».

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ) на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 7 названного Закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ) право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Согласно подпункту «к» пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Кузьмин С.А. с составом семьи: супруга ФИО1., был снят с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты, решением Комиссии по переселению граждан за пределы ЗАТО Межгорье от 21 января 2015 года в связи с трудоустройством в МУП ЖКХ г. Межгорье. Указанное решение Кузьмин С.А. получил своевременно, не обжаловал его в установленный законом срок.

Доводы Кузьмина С.А. о том, что он, как пенсионер, не должен был быть снят с учета, суд признал несостоятельными, указав на то, что пункт 2.4 статьи Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», на который ссылается административный истец, введен Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2015 г. и распространяется только на тех граждан, которые подали заявление и поставлены на учет после 1 января 2015 года.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда на основании следующего.

01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», пунктом 1 статьи 3 которого установлено, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.

Согласно абзацу 1 пункта 2.1 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в отношении граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет.

Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 27 п.1.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 31 июля 2009 года Кузьмину С.А. назначена пенсия по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением №... (л.д.13).

В письме от 14 декабря 2015 г. № МЧ/04-2140 ФКУ «Объединенная дирекция»" Минстроя России приведены разъяснения, что пунктом 2.4 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» определено, что для граждан, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключение трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории ЗАТО, не является основанием для снятия их с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.

По мнению ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, по смыслу изложенных положений Закона РФ граждане, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, работающие (проходящие службу) в организациях, расположенных на территории ЗАТО, приравниваются к гражданам, прекратившим трудовые или служебные отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями, в связи с чем для получения государственного жилищного сертификата не обязаны прекращать трудовые или служебные отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями.

При указанных обстоятельствах, решение Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 17 июня 2020 г. об отказе Кузьмину С.А. в восстановлении очередности на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье РБ с июня 1998 года судебная коллегия полагает противоречащими требованиям законодательства, поскольку установлено, что не имелось правовых оснований для снятия семьи Кузьмина С.А. с учета и исключения из списка граждан, имеющих первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО Межгорье РБ с 21 января 2015 года, то есть после вступления с 01 января 2015 года в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».

Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении административного иска Кузьмина С.А. о признании незаконным решения Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года №..., возложении обязанности восстановить Кузьмина С.А. и членов его семьи на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан с момента первоначального обращения с 04 июня 1998 года.

При таком положении решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении административных требований Кузьмина С.А.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 октября 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Кузьмина С.А. к Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным решения удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года № 07/4232 об отказе в восстановлении Кузьмина С.А. и членов его семьи на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования город Межгорье с июня 1998 года.

Обязать Администрацию городского округа закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан восстановить Кузьмина С.А. и членов его семьи на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан с момента первоначального обращения с 04 июня 1998 года.

Председательствующий                        Г.Р. Кулова

Судьи                                    Ф.М. Каримова

                                        А.Ф. Искандаров

                        

Справка: судья Нагимова К.П.

33а-19979/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмин Сергей Александрович
Ответчики
Администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Другие
Кузьмина Екатерина Сергеевна
Кузьмина Клара Минсабировна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Каримова Фируза Махмутовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
03.12.2020Передача дела судье
23.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2020Передано в экспедицию
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее