Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 года
66RS0004-01-2021-005918-60
Дело № 2-5395/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савельевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бухвалова Г. Б. к Администрации города Екатеринбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Бухвалов Г.Б., обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга об оспаривании действий по применению при определении размера компенсируемых расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг расчетных значений стоимости единицы жилищно-коммунальной услуги и нормы потребления коммунального ресурса, вместо действующего тарифа и норматива потребления, установленных в соответствии с законодательством в период с января 2020 года по май 2021 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на различный размер компенсации, рассчитанной в период с января 2020 года по май 2021 года при неизменных значениях действующего тарифа на тепловую энергию и нормы площади жилого помещения, что свидетельствует об ошибках в методике расчета компенсации.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве ответчика привлечено УЖКХ Администрации г.Екатеринбурга, в качестве третьих лиц ТСЖ «Челюскинцев 21-23».
В судебном заседании истец Бухвалов Г.Б., его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям.
В судебном заседании представитель Администрации г. Екатеринбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга просил в удовлетворении иска отказать, поддерживая доводы отзыва.
Третьи лица, привлечены к участию в деле в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не представили.
Суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, а также наличии в материалах дела сведений о надлежащем извещении неявившихся лиц, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчиков, изучив материалы настоящего дела, материалы гражданское дела № по иску Бухвалова Г.Б. к Администрации города Екатеринбурга о признании действий незаконными, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гражданин самостоятельно определяет предмет и основания своего требования.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Бухвалов Г.Б. отнесен к категории лиц, имеющих право на получение социальных льгот, определенных нормами Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», является собственником жилого помещения, расположенного <адрес>
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С целью реализации указанных норм, Законом Свердловской области от 25 ноября 2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» предусмотрены меры социальной поддержки.
Пунктом 1 статьи 11 Закона для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигших возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и (или) возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, настоящим Законом Свердловской области установлена мера социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, в том числе проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, находящимся на полном их содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию;
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области, в том числе проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, находящимся на полном их содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию;
- платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 689-ПП установлен порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации.
Условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены пп. 3, 4 Порядка.
В частности компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется на одно жилое помещение по месту жительства либо пребывания на территории Свердловской области по выбору лица, имеющего право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту пребывания производится при условии неполучения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту жительства.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту жительства производится при условии неполучения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту пребывания.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
При определении размера компенсации расходов гражданам, оплачивающим коммунальные услуги без приборов учета, размер компенсации расходов определяется исходя из норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года № 1556-ПП «О нормах площади жилого помещения и нормативах потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации».
При определении размера компенсации расходов в части оплаты коммунальных услуг гражданам, оплачивающим коммунальные услуги по показаниям приборов учета, нормы и нормативы применяются в случае, если фактические показания приборов учета выше норм и нормативов.
При определении размера компенсации расходов в части оплаты жилого помещения размер компенсации расходов определяется исходя из норм и нормативов.
При определении размера компенсации расходов лицам, указанным в части второй пункта 5 настоящего Порядка, компенсация расходов определяется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Свердловской области, и установленного законом Свердловской области для соответствующей категории граждан размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Свердловской области, но не более размера фактических расходов на уплату этого взноса.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года № 1556-ПП «О нормах площади жилого помещения и нормативах потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации» размер частичной компенсации расходов за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжение (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления), на которую имеют право лица, указанные в пункте 5 Порядка, рассчитывается:
1) в пределах фактических расходов на оплату теплоснабжения, исчисленных исходя из норм общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частями второй, третьей и четвертой настоящего пункта, - в жилых домах, имеющих центральное отопление;
2) в жилых помещениях с печным отоплением, не имеющих центрального отопления, - на оплату поставки, а именно приобретения и транспортных услуг для доставки твердого топлива, используемого для печного отопления, исчисленных исходя из норм общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частями второй, третьей и четвертой настоящего пункта, с учетом годовых норм обеспечения населения топливом на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения с печным отоплением в соответствии с таблицей, но не ниже норм потребления твердого топлива для населения, установленных органами местного самоуправления;
3) в пределах фактических расходов на оплату бытового газа, используемого для газового отопления, исходя из норм общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частями второй, третьей и четвертой настоящего пункта, - в домах, оборудованных в установленном порядке индивидуальными газовыми котлами, не имеющих центрального отопления, но не более 7,5 кубического метра в месяц на 1 квадратный метр отапливаемой жилой площади на отопительный сезон.
Площадь жилого помещения при расчете размера платы за отопление определяется в пределах следующих норм:
1) для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов, - исходя из общей площади жилого помещения, но не более 33 квадратных метров;
2) для семей, состоящих из лица, имеющего право на компенсацию расходов, и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих права на компенсацию расходов, - исходя из части общей площади жилого помещения, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество членов семьи, но не более 18 квадратных метров на лицо, имеющее право на компенсацию расходов, и дополнительно 9 квадратных метров на совместно проживающих с ним членов его семьи.
В случае, если часть общей площади жилого помещения, определенная в соответствии с подпунктом 2 части первой настоящего пункта, составляет менее 18 квадратных метров, то при проведении расчетов она увеличивается до 18 квадратных метров и дополнительно на 9 квадратных метров на совместно проживающих с ним членов его семьи, но не более общей площади жилого помещения.
Согласно п. 24 Положения расчет размера компенсации расходов уполномоченным органом производится ежемесячно на основании информации о размере фактически начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Информацию о размере фактически начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необходимую для расчета компенсации расходов, уполномоченный орган получает в органах и организациях различных форм собственности.
В случае отсутствия информации о размере фактически начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги в органах и организациях различных форм собственности выплата компенсации расходов производится в размере компенсации расходов за предыдущий месяц.
В соответствии с п. 17 Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Постановлением Главы Екатеринбурга от 30.03.2017 № 456 Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга, являясь собственником базы данных граждан - получателей компенсаций расходов, заключает соглашения об информационном взаимодействии с организациями, начисляющими плату за жилое помещение и коммунальные услуги, с целью получения сведений, необходимых для расчета размеров компенсаций расходов, а также о сумме и периоде задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о характеристиках жилого помещения.
Судом установлено, следует из представленной по судебным запросам информации, что сведения о размере фактически начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги по жилому помещению административного истца Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга ежемесячно получает от организации, осуществляющей функции управления многоквартирным домом – ТСЖ «Челюскинцев, 21-23».
Размер платы за отопление определяется исходя их показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Расчет размера компенсации производится исходя из представленных ТСЖ «Челюскинцев, 21-23» сведений о фактических расходах и объемах потребления по услуге «отопление».
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17 июня 2020 года по делу № по иску Бухвалова Г. Б. к Администрации г. Екатеринбурга о признании действий незаконными, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 сентября 2020 года исковые требования Бухвалова Г.Б. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 года указанные судебные решения оставлены без изменения.
Указанным решением проверена законность действий ответчика по определению размера компенсируемых расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что доводы истца, приведенные в настоящем исковом заявлении направлены на оспаривание фактов, уже установленных вступившими в законную силу судебными постановлениями, что запрещено ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о различном размере компенсации, рассчитанной в период с января 2020 года по май 2021 года при неизменных значениях действующего тарифа на тепловую энергию и нормы площади жилого помещения, об ошибках в методике расчета компенсации судом отклоняются.
Доказательств применения ответчиком иных правил определения размера компенсации, чем проверенных в судебном порядке, либо доказательств изменения каких-либо оснований для определения размера компенсации в ином порядке материалы дела не содержат.
Таким образом, обращение в суд с настоящим исковым заявлением с приведением доводов о неверном определении размера компенсации не свидетельствует о незаконности действий ответчика, поскольку законность действий ответчика по определению размера компенсируемых расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг проверена в судебном порядке.
Требований материального характера истцом при рассмотрении настоящего иска не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░