Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Цылендамбаевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бодряновой Н. Ю. к Комитету по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании действий (бездействия) незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с административным иском, Бодрянова Н.Ю. просит признать действия (бездействия) Комитета по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ г. Улан-Удэ) при предоставлении в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Административный иск мотивирован тем, что распоряжением КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предварительном согласовании предоставления Бодряновой Н.Ю. земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Истица, получив решение, заключила с ООО «<данные изъяты>» договор на выполнение кадастровых работ. ДД.ММ.ГГГГ КУИиЗ г. Улан-Удэ был подписан Акт согласования местоположения границ земельного участка. Однако истица в дальнейшем не смогла воспользоваться своим правом на получение земельного участка с кадастровым номером №, поскольку в результате незаконных действий административного ответчика указанный земельный участок стал архивным. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия в соответствие с пп. 3 п. 181 Порядка ведения ЕГРН, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. № 943, обратился в КУИиЗ г. Улан-Удэ с межведомственным запросом о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности на земельные участки, в отношении которых отсутствуют в ГКН сведения о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют в ГКН и (или) ЕГРП сведения о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствуют сведения о наличии на земельном участке объектов недвижимости. На указанный запрос кадастровой палаты административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ направил уведомление №, в котором не указал о наличии основания для разграничения права собственности на земельный участок с кадастровым номером № в виде предварительного согласования предоставления указанного земельного участка без проведения торгов, что препятствовало бы снятию земельного участка в государственного кадастрового учета. Указанными действиями административного ответчика нарушено право истицы на получение земельного участка бесплатно без проведения торгов.
Определением суда принят отказ административного истца от части требования о восстановлении сведения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №, производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании административный истец Бодрянова Н.Ю. и ее представитель Сизых Е.В. административный иск в оставшейся части поддержали, представили письменное уточнение требования, суду пояснили, что право истицы на получение земельного участка бесплатно без проведения торгов нарушено незаконными действиями административного ответчика, который ДД.ММ.ГГГГ принял решение о предварительном согласовании предоставления истице Бодряновой Н.Ю. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ при наличии указанного решения направил в кадастровую палату уведомление об отсутствии основания для разграничения прав, которое явилось для кадастровой палаты основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета с присвоением статуса «архивный». Просят признать действия КУИиЗ г. Улан-Удэ по направлению уведомления в кадастровую палату незаконными, полагают, что судебное решение будет являться основанием для восстановления государственного кадастрового учета земельного участка.
Представитель административного ответчика по доверенности Пешняева А.С. административный иск не признала, представила письменный отзыв и суду пояснила, что не оспаривает вынесение ответчиком ДД.ММ.ГГГГ распоряжения о предварительном согласовании предоставления Бодряновой Н.Ю. спорного земельного участка, а также направления ДД.ММ.ГГГГ уведомления по межведомственному запросу об отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером №. Направление ответчиком уведомления нельзя признать незаконным, поскольку решение о предварительном согласовании предоставления Бодряновой земельного участка не является правоустанавливающим документом, подтверждающим возникновение права на земельный участок и не является основанием для предоставления его в собственность, кроме этого, отсутствует обязанность муниципального органа предоставить ответ о разграничении прав на земельный участок. Существует Порядок ведения ЕГРН, который регламентирует действия регистрирующего органа по снятию земельного участка с кадастрового учета. Так, в соответствие с пп. 3 п. 181 установленного Порядка ведения ЕГРН при поступлении в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на земельный участок и правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо не поступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса о земельном участке присваивается статус «архивная». Между тем, ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав направил межведомственный запрос о земельных участках в КУИиЗ <адрес>, поступивший адресату ДД.ММ.ГГГГ В соответствие с пп. 3 ст. 181 указанного Порядка ведения ЕГРН орган регистрации прав обязан был в течение 3 месяцев со дня направления запроса, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, снять в кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 03:24:033404:121, присвоив статус архивный. Следовательно, действия ответчика нельзя признать незаконными, нарушающими права истицы. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия по доверенности Дамбаева Л.В. представила письменный отзыв на требование истца и суду пояснила, что Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в апреле 2017 г. кадастровая палата начала работу по исполнению требования ч. 3 ст. 70 указанного Федерального закона о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН. В соответствии с пп. 3 п. 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 943, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и ЕГРП сведений о правах на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо не поступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная". Филиалом в КУИиЗ г. Улан-Удэ в порядке межведомственного информационного взаимодействия были направлены два письмаот ДД.ММ.ГГГГ, г. и ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о направлении уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на земельные участки либо о направлении правоустанавливающих документов на земельные участки в соответствии с прилагаемым перечнем, в том числе на земельный участок с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ филиалом было получено уведомление от Комитета за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ о наличии или отсутствии сведенийо разграничении прав на земельные участки, в том числе, об отсутствии основания для разграничения прав на земельный участок с кадастровым номером 03:24:033404:121. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета, записи, содержащейся в ЕГРН о данном земельном участке, присвоен статус «архивная». Полагает, что предварительное согласование о предоставлении земельного участка не является правоустанавливающим документом, но является основанием для разграничения права собственности, поэтому КУИиЗ г. Улан-Удэ обязан был в уведомлении указать о наличии основания для разграничения прав на земельный участок в связи с распоряжением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без поведения торгов.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Бурятия по доверенности Лубсанова О.Д. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела, заявила о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, представила письменный отзыв на заявленное требование.
Согласно письменному отзыву представителя Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсановой О.Д.земельный участок снят с кадастрового учета на основании поступившего из КУИиЗ г. Улан-Удэ уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому по земельному участку с кадастровым номером № отсутствуют основания для разграничения прав при наличии ранее вынесенного КУИиЗ г. Улан-Удэ распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Порядок ведения ЕГРН, утверждённый приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусматривает восстановление земельного участка, которому присвоен статус архивный. В данном случае под «восстановлением» понимается внесение в ЕГРН сведений о том же земельном участке, который снят с учета и которому присвоен статус архивный с ранее присвоенным кадастровым номером №. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты, являются одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Бодряновой Н.Ю. подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов местного самоуправления, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании действий органов местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке уведомление КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия, о земельном участке с кадастровым номером №, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии основания для разграничения права на указанный земельный участок, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия снял земельный участок с кадастрового учета, присвоив статус «архивный», что препятствует административному истцу в приобретении земельного участка в собственность бесплатно в соответствие с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 г. за № 115-III «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН (часть 1).
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
При этом в силу части 4 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Из материалов дела следует и судом установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ на основании оценочной описи, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Роснедвижимости по РБ, со статусом «ранее учтенный», площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование – «участок занимаемый жилым домом», право собственности не зарегистрировано.
Таким образом, спорный земельный участок является учтенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателе земельного участка отсутствуют в ЕГРН, однако в ЕГРН были внесены сведения об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов, разрешенное использование которого участок занимаемый жилым домом, право собственности на который не зарегистрировано.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ снятие земельных участков с кадастрового учета осуществляется в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН.
Порядок ведения ЕГРН, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 943 (далее - Порядок), согласно пункту 181 которого в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с пп. 3 п. 181 Порядка ведения ЕГРНФилиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия направил в КУИиЗ г. Улан-Удэ перечень земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ, для предоставления правоустанавливающих документов в отношении перечисленных земельных участков, информация о правах на которые отсутствуют в ЕГРН, и о наличии оснований для разграничения права собственности на такие земельные участки.
Как указано выше на данный запрос КУИиЗ г. Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ направил в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия уведомление об отсутствии сведений о разграничении права в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033404:121.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ по уведомлению, поступившему из КУИиЗ г. Улан-Удэ, снял земельный участок с кадастровым номером № с кадастрового учета, присвоив статус «архивный».
Между тем, в ЕГРН были внесены сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к землям населенных пунктов, разрешенное использование которого участок занимаемый жилым домом, право собственности на который не зарегистрировано, поэтому действия органа регистрации прав по направлению межведомственного запроса в КУИиЗ г. Улан-Удэ о наличии правоустанавливающих документов в отношении этого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на него не подпадают под действие пп. 3 п. 181 Порядка, предусматривающего направление межведомственного запроса в отсутствии сведений о наличии на земельном участке объекта недвижимости.
Суд приходит к выводу, что земельные участки, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН, могут быть сняты с учета только при отсутствии сведений о наличии на этих земельных участках объектов недвижимости, поэтому действия КУИИиЗ г. Улан-Удэ по уведомлению органа регистрации прав об отсутствии или наличии сведений о разграничении прав на земельный участок не повлекли снятие земельного участка с государственного кадастрового учета, поэтому оснований для признания действий административного ответчика незаконными не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░