РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года город Москва
Щербинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Стариковой Е. В.,
при секретаре Куц К. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-19/2019
по иску Департамента городского имущества города Москвы к Козлову А.Ю. о признании постройки самовольными и приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования,
по встречному иску Козлова А.Ю. к Департаменту городского имущества города Москвы о предоставлении срока для приведения самовольной постройки жилого дома в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки,
УСТАНОВИЛ:
ДГИ г. Москвы обратился в суд с иском к Козлову А. Ю. о признании постройки самовольными и приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. В обоснование заявленных требований указав, что в ДГИ г. Москвы поступило обращение префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (вх. № ДГИ-Э-40298/16 от 20.05.2016) о принятии мер в связи с нарушениями при строительстве здания на земельных участках с кадастровыми номерами ***, *** по адресу***. Из указанного обращения следует, что в префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы поступила информация о факте самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, а именно - расположен объект недвижимости являющийся многоквартирным домом или общежитием. Согласно сведениям, представленным префектурой Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1 052 кв.м по адресу: ***, принадлежит на праве долевой собственности Козлову А.Ю., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.11.2014 сделана запись регистрации № ***. Вид разрешенного использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером *** площадью 313 кв.м по адресу: ***, принадлежит на праве долевой собственности Козлову А.Ю., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.11.2014 сделана запись регистрации № ***. Вид разрешенного использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке располагается жилой дом с надворными постройками, общей площадью 91 кв.м. инв. № 10065, лит. А, Г, кадастровый номер ***, принадлежащий на праве долевой собственности Козлову А.Ю., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.11.2014 сделана запись регистрации № ***. По обращению Департамента, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 03.03.2017 проведено обследование указанных земельных участков, в ходе которого составлен Рапорт о результатах обследования № ***. Указанным Рапортом о результатах обследования установлено следующее: «по данным ИС РЕОН земельный участок с кадастровым номером ***площадью 313 кв.м., по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Козлову А.Ю. (запись в ЕГРП от 24.11.2014 № ***). Разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. По данным ИС РЕОН земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1052 кв.м., по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Козлову А.Ю. (запись в ЕГРП от 27.11.2014 № ***). Разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Проведенным обследованием, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами, ***, *** огорожены единым металлическим забором, доступ на участки ограничен. На участке с кадастровым номером ***расположена часть 3-х этажного здания, площадью застройки около 160 кв.м. Остальная часть здания, площадью застройки около 264 кв.м., находится на земельном участке с кадастровым номером ***. Также на земельном участке с кадастровым *** размещается некапитальное одноэтажное строение, площадью застройки около 175 кв.м. Доступ на участки ограничен. Данные о наличии выданных разрешений на строительство (реконструкцию) 3-х этажного здания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** в ПАС «Управление градостроительной деятельностью» отсутствуют. Здание обладает признаками многоквартирного жилого дома».
Также по обращению Департамента, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) предоставлена информация о том, что застройщик с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта с Мосгосстройнадзор не обращался, соответствующее разрешение по адресу: ***, не оформляюсь. Застройщик привлекался Мосгосстройнадзором к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за строительство без оформленного разрешения на строительство, а также по ч. 5 ст. 9.5 Кодекса за эксплуатацию самовольно возведенного объекта без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В настоящее время Мосгосстройнадзором проводятся повторные проверочные мероприятия в отношении указанного объекта.
Таким образом, на земельных участках с кадастровыми номерами ***, *** с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства» фактически размещен 3-х этажный многоквартирный жилой дом в нарушение градостроительных и строительных норм и правил, в отсутствие разрешительной документации.
Нахождение на земельном участке с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства» многоквартирного жилого дома нарушает нормы действующего земельного законодательства.
На фототаблицах, приложенных к акту, имеются фотографии спорного объекта недвижимости. Дом, который возвел ответчик, не подпадает под критерии определения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку спорный объект предусмотрен для проживания нескольких семей, в связи с чем, является многоквартирным домом.
Поскольку спорный объект недвижимости построен ответчиком на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», то это нарушает целевое назначение земельного участка, тем самым противоречит нормам градостроительного, гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.
Истец просит признать самовольной постройкой объект: жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами ***, *** по адресу: ***, обязать Козлова А.Ю. привести земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** в соответствие с их видом разрешенного использования и целевого назначения путем сноса самовольной постройки в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, в случае неисполнения ответчиками в установленные сроки решения суда, предоставить Государственному бюджетному учреждению города Москвы «Автомобильные дороги Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы» снести самовольную постройку и освободить земельный участок за счет ответчика в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
Козлов А. Ю. обратился в суд с встречным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о предоставлении срока для приведения самовольной постройки жилого дома в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки, мотивируя это тем, что 05 ноября 2014 года Козловым А.Ю., по договору купли -продажи земельного участка приобретен земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1.052 (одна тысяча пятьдесят два) кв.м., находящийся на землях поселений, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: ***. Также, 05 ноября 2014 года Козловым А.Ю., по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом, приобрел земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 313 (триста тринадцать) кв.м., находящийся на землях населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и расположенный на нем жилой дом, номер ***, инв. № ***, лит. А, Г, общая площадь 91 (девяносто один) кв.м., находящийся по адресу: ***. В связи с тем, что жилой дом площадью 91.0 кв.м. не отвечал требованиям комфортного размещения и проживания, истец предпринял действия по реконструкции и переустройству жилого дома и своими силами и средствами начал строительство, используя фундамент и несущие капитальные стены прежнего одноэтажного здания площадью 91.0 кв.м. В процессе реконструкции изменил высоту здания, количество этажей здания, до трех этажей и увеличил площадь и объем здания. В 2015 году истец обратился в Администрацию муниципального образования, о согласовании начатой реконструкции жилого дома с расширением площади застройки. Реконструкция осуществлялось на основании Проекта на реконструкцию жилого дома, подготовленного АМУП «Архитектура и градостроительство» Аннинского района Воронежской области. В ходе производства строительных работ истцом был подписан договор № 1407-А-1 от 14.06.2015 г. с экспертным учреждением ООО «ЮК Выход» на производство строительной экспертизы объекта. Согласно строительно-технического заключения эксперта № 17071508 от 17 июля 2015 года процесс внешнего осмотра объекта показал, что основной материал здания - кирпич, фундамент бетонный, ленточный, монолитный, выполнено армирование, видимых дефектов, а именно: крупных трещин в стенах или фундаменте, способных повлиять на целостность здания - не обнаружено; проседания фундамента - не обнаружено. Процесс внутреннего осмотра показал, что данный дом предназначен для проживания одной семьи. Видимые дефекты, а именно: крупные трещины в несущих конструкциях отсутствуют. В результате процессов внутреннего и внешнего осмотров экспертом был сделан вывод, о том, что данное здание попадает под категорию облегченных каменных объектов с бетонным фундаментом. С железобетонным перекрытием или комбинацией с металлическими балками. Предполагаемый срок службы данного здания - 100 лет. По результатам исследования экспертом было вынесено, что указанный объект полностью соответствует всем строительным нормам и правилам, пригоден для проживания и не несет угрозы для жизни и здоровья. 15.06.2015 года истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, о регистрации прав на недвижимое имущество (в упрощенной форме) предоставил декларацию на объект недвижимого имущества и испрашивал разрешение на строительство либо реконструкцию. Однако получил отказ, были даны рекомендации о привидении земельного участка с кадастровыми номером ***к единому виду разрешенного использования с земельным участком с кадастровым номерам ***. 27.10.2016 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № 31239 «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***» установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ***- для ведения личного подсобного хозяйства (2.2); (земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (1.2.2). При обращении в администрацию БТИ с просьбой рассмотреть вопрос о согласовании реконструкции и сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, истцу было отказано в согласовании реконструкции по мотивам отсутствия соответствующего разрешения. В период с ноября 2016 года по апрель 2017 года строительные работы по реконструкции жилого дома были приостановлены и возобновлены в мае 2017 г. и проводятся по настоящее время. При проведенных работ по пристраивании и реконструкции жилого здания общая площадь застройки здания составила 417,9 кв.м., что подтверждено заключением кадастрового инженера в виде «Техническое описание здания объекта незавершенного строительства» от 21.08.2017 г., из которого следует, что объект незавершенного строительства, в виде жилого здания, расположен на по адресу: ***, объект (жилое здание) расположено на земельных участках с кадастровыми номерами *** и часть здания на земельном участке с кадастровыми номером ***. Здание трех этажное, общая площадь всех частей здания – 984,3 куб.м., общая площадь застройки 417,9 кв.м. в результате строительных работ по реконструкции жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***. Здание состоящее из трех этажей с общей площадью застройки 417,9 кв.м, осталось жилым, то есть пригодным для постоянного проживания. Своими действиями Департамент городского имущества г.Москвы чинит истцу препятствие в пользовании собственностью. Просит сохранить жилой дом с общей площадью здания 417,9 кв.м., расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, *** по адресу: ***, в реконструированном (перепланированном) состоянии, признать право собственности Козлова А.Ю. на жилой дом с общей площадью здания 417,9 кв.м. расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, *** по адресу: ***, в реконструированном (перепланированном) состоянии, обязать Управление Росреестра по г. Москве и региональное БТИ совершать регистрационные действия в отношении объекта недвижимости реконструированного жилого дома размещенного по адресу: ***, обязать БТИ (бюро технической инвентаризации) внести изменения в технический паспорт на здание - жилой дом с общей площадью здания 417,9 кв.м., расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, ***, по адресу: ***, в соответствии с планом реконструкции и сделанных изменений в результате реконструкции и (перепланировки), обязать Управление Росреестра по г. Москве совершать регистрационные действия в отношении объединения земельных участков с кадастровыми номерами: ***; ***, по адресу, ***, в один и приведение его в соответствие с видом разрешенного использования и целевого назначения размещенного на нем здания, путем изменения вида разрешенного использования земли, обязать Департамент Городского имущества г. Москвы провести регистрационные действия по изменению, вида разрешенного использования и целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами: ***; ***по адресу: ***.
В ходе рассмотрения дела по существу Козлов А. Ю. уточнил свои встречные исковые требования и просил предоставить срок для приведения самовольной постройки жилого дома с общей площадью здания - 985 кв.м. кв.м. расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, ***, по адресу: ***, в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки, определить срок для приведения самовольной постройки жилого дома с общей площадью здания 985 кв.м., расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, *** по адресу: ***, в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки не менее двух лет, обязать Козлова А.Ю. привести в соответствие земельные участки с кадастровыми номерами: ***; ***, по адресу: ***, к единому виду разрешенного использования и целевого назначения путем объединения земельных участков и приведения строения размещенного на земельных участках в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки, в течении двух лет с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Морозова А. В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, встречные исковые требования не признала.
Ответчик (истец по встречному иску) Козлов А. Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по делу имеет представителя.
Представитель ответчика (по истца встречному иску) по доверенности Николаев А. А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать истцу в их удовлетворении, встречные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения г.Москвы «Автомобильные дороги Троицкого и Новомосковского административных округов г.Москвы», третьи лица Шатских С. П., Козлов П.А., Козлова М. А., Козлов Н. Л., Козлов А. Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно ст. 38 ГрК РФ определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, ст. 3 Федерального закона от 18.10.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство является подтверждением того, что проектная документация соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка включает в себя, в частности, минимальные отступы от границ земельного участка в целях размещения зданий, строений, сооружений, в том числе архитектурных объектов, а также сведения о разрешенном использовании земельного участка. Соответственно, разрешением на строительство подтверждается то, что в проектной документации на строительство объекта соблюдены все требования, которые указаны в градостроительном регламенте.
При этом согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство к нему прилагаются градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, сведения, которые содержат архитектурные решения, заключение экспертизы градостроительной документации.
Таким образом, разрешение на строительство является подтверждением соответствия объекта всем экологическим, техническим, инженерным и иным требованиям, которые предъявляются к объекту строительства. Отсутствие проектной документации означает нарушение действующего градостроительного регламента.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Законодательством установлено четыре самостоятельных признака, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать объект недвижимости как самовольную постройку: объект создан на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, объект создан на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения на это необходимых разрешений; объект создан с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории. Земли, указанные в пункте 1 вышеуказанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и 4 разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно п. 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 №48 «О землепользовании в г. Москве» и п.7 ст.13 Закона г. Москвы от 20.12.2006 года №65 «О правительстве Москвы» установлено, что к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в г. Москве, в том числе относится осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 года №184-ПП «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы» предусмотрено, что государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы.
На основании п. 4.4.1, п. 4.4.5 Положения Госинспекция осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением, в том числе, требований по предотвращению захламления земельных участков, а также требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.
Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 года № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы установлено, что Департамент городского имущества г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим в том числе функции по использованию, охране и учету земель на территории города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 распоряжения Правительства г. Москвы от 10.06.2015 года №327-РП «О создании Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Автомобильные дороги Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы» основной целью деятельности ГБУ «Автомобильные дороги ТиНАО» является проведение работ, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая демонтаж и (или) перемещение на специальную организованную площадку незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, снос самовольных построек и вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования и иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специальную площадку для хранения имущества, хранение имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, а также проведение работ по благоустройству освобожденных территорий.
В соответствии со ст.ст. 48, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и проектной документации, получению разрешения на производство работ по строительству и реконструкции.
Как установлено в судебном заседании, 03 марта 2017 года Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы проведено плановое рейдовое обследование территорий по адресу: ***, к/н *** и ***, по итогам которого был составлен рапорт № *** о результатах обследования объекта недвижимости.
Указанным Рапортом установлено, что по данным ИС РЕОН земельный участок с кадастровым номером ***площадью 313 кв.м., по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Козлову А.Ю. (запись в ЕГРП от 24.11.2014 № ***). Разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. По данным ИС РЕОН земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1052 кв.м., по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Козлову А.Ю. (запись в ЕГРП от 27.11.2014 № ***). Разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Проведенным обследованием, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами, ***, *** огорожены единым металлическим забором, доступ на участки ограничен. На участке с кадастровым номером ***расположена часть 3-х этажного здания, площадью застройки около 160 кв.м. Остальная часть здания, площадью застройки около 264 кв.м., находится на земельном участке с кадастровым номером ***. Также на земельном участке с кадастровым *** размещается некапитальное одноэтажное строение, площадью застройки около 175 кв.м. Доступ на участки ограничен. Данные о наличии выданных разрешений на строительство (реконструкцию) 3-х этажного здания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** в ПАС «Управление градостроительной деятельностью» отсутствуют. Здание обладает признаками многоквартирного жилого дома.
В ответ на обращение ДГИ г. Москвы от 10.02.2017 № ДГИ-Э-40298/16-1 в отношении объекта, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер земельного участка ***, Комитет государственного строительного надзора города Москвы сообщил, что Застройщик с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта в Комитет не обращался, соответствующее разрешение по данному адресу не оформлялось, Застройщик привлекался Комитетом к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за строительство без оформленного разрешения на строительство, а также по ч. 5 ст. 9.5 Кодекса за эксплуатацию самовольно возведенного объекта без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1052 кв.м., по адресу: *** (ранее – ***), кадастровый номер ***принадлежит на праве собственности Козлову А.Ю., на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.11.2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 313 кв.м., по адресу: *** (ранее – ***), кадастровый номер ***, принадлежит на праве собственности Козлову А.Ю., на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 05.11.2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Жилой дом с надворными постройками, общей площадь 91 кв.м., инв. № 10065, лит. А, Г, по адресу: *** (ранее – ***), кадастровый номер ***, принадлежащий на праве собственности Козлову А.Ю., на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 05.11.2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.
Козлов А. Ю. произвел реконструкцию Жилого дома по адресу: ***.
Согласно «Технического описания здания объекта незавершенного строительства» от 21.08.2017 года объект незавершенного строительства в виде жилого здания, расположенного по адресу: ***, объект (жилое здание) расположено на земельных участках с кадастровыми номерами *** и часть здания на земельном участке с кадастровыми номером ***. Здание трехэтажное, общая площадь всех частей здания 984,3 куб.м., общая площадь застройки 417,9 кв.м.
Согласно выписки из домовой книги по адресу: ***, зарегистрированы: Козлов А.Ю., Козлов А.Ю., *** года рождения, Козлова П.А., *** года рождения, Козлова М.А. *** года рождения, Козлова Н.Л., *** года рождения, Шатских С.П., *** года рождения.
Определением суда от 05 декабря 2018 года была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «КАДАСТР-ЭКСПЕРТ», перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- Определить, расположен ли объект недвижимости - жилой дом, общей площадью 985 кв.м., в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, по адресу: ***.
- Определить статус объекта недвижимости - жилой дом, общей площадью 985 кв.м., в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, по адресу: ***, а так же его площадь.
- Определить, соответствует ли объект недвижимости - жилой дом, общей площадью 985 кв.м., в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, по адресу: ***, градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (в том числе на соответствие предельным размерам земельного участка и предельным параметрам разрешенного строительства согласно ст.38 ГрК РФ, нормам ГПЗУ). Если да, то указать, являются ли нарушения устранимыми без сноса здания.
- Определить, создает ли объект недвижимости - жилой дом, общей площадью 985 кв.м., в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, по адресу: ***, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает ли строение права и охраняемые законные интересы третьих лиц.
Согласно заключения эксперта «ООО «КАДАСТР-ЭКСПЕРТ» № СТ-4957/2019 объект - жилой дом, обшей площадью 985 кв.м., расположен в кадастровых границах земельных участков с КН ***и ***, исследуемое здание является объектом завершенного (законченного) строительства согласно определению СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», т.к. в ней завершены работы по возведению основных несущих и ограждающих конструкций, а также прокладке инженерных коммуникаций, обеспечивающих безопасный режим эксплуатации. Установлено, что исследуемый объект соответствует следующим нормативно-техническим требованиям: градостроительным (по расположению на участке); противопожарным требованиям (по высоте и площади пожарного отсека, по противопожарным расстояниям до соседнего жилого дома), объемно-планировочным (по планировке помещений жилого дома). Исследуемый жилой дом не соответствует следующим нормативно-техническим требованиям: санитарно-бытовым требованиям (по расположению относительно границ соседнего земельного участка). Фактическое минимальное расстояние от лит. Г до соседнего земельного участка 0,44 м, от лит. а2 - 1,33 м, от лит. А - 2,88 м, что не соответствует п.5.3.4. СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», согласно которому предусмотрено расстояние от хоз. построек не менее 1 м, от жилого дома не менее 3 м, до границ соседнего земельного участка. Следует отметить, что в соответствии с п.7.1. СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»: Допускается блокировка (и группировка) жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев. Также эксперт отмечает, что в ходе проведенного экспертного обследования установлено, что исследуемый объект, не имеет нарушений геометрии, визуальных дефектов несущих и ограждающих конструкций, отсутствуют признаки аварийности возведенных конструкций, не выявлено факторов, способствующих ухудшению состояния конструкций зданий. В возведенном строении соблюдены требования противопожарной безопасности: ширина и высота дверей, проходов на пути эвакуации запроектированы в пределах нормативных требований; в целях пожарной безопасности все провода и кабели используются с оболочкой, не распространяющей горение. Несущие и ограждающие строительные конструкции исследуемого жилого дома находятся в рабочем состоянии. Дефектов строительных конструкций, ведущих к снижению прочности и устойчивости здания, не обнаружено. Запаса прочности строительных конструкций исследуемого жилого дома №41А достаточно для восприятия расчетных эксплуатационных нагрузок. Исследуемый жилой дом соответствует требованиям безопасных для здоровья человека условиям проживания и пребывания в зданиях и сооружениях «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-Ф3 (ст. 7,10,11). Вместе с тем, эксперт поясняет, что при возведении исследуемого объекта соблюдены нормы инсоляции и естественного освещения окружающих зданий, объекты не влияют на доступ к соседним земельным участкам и помещениям, имеется возможность проведения технического обслуживания. С крыши строения не происходит сброс снега и талых вод на соседние земельные участки. При наличии согласия собственников соседних земельных участков с КН *** и *** исследуемый объект не нарушит права и законные интересы других граждан, не создаст угрозу жизни и здоровью граждан. Исследуемый объект: жилой дом, расположенный на земельных участках с КН ***и ***, не соответствует требованиям градостроительного регламента в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части плотности застройки, но соответствует в части максимальной высоты здания, содержащихся в Правилах землепользования и застройки города Москвы от 28.03.2017 г. № 120-ПП (книга 1). Также экспертом установлено, что фактическое использование земельного участка соответствует требованиям кодов разрешенного использования, установленного для данной территории. Несоответствие требованиям градостроительных регламентов возможно устранить без сноса объекта, путем получения согласия собственников соседних земельных участков. Исследуемый жилой дом, на момент проведения экспертного осмотра, отвечает требованиям строительных Норм и Правил: СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» в части естественного освещения, минимальных значений площадей, габаритных размеров (ширины) помещений; СП 112.13330.2011 Пожарная безопасность зданий и сооружений» в части минимальных значений ширины коридоров, дверных проемов, лестничного марша (путей эвакуации); СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» в части энергоэффективности ограждающих конструкций (наружных стен, покрытия); Соответствует требованиям механической, пожарной безопасности и требованиям безопасных для здоровья человека условиям проживания и пребывания в зданиях и сооружениях «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений Ш384-ФЗ (ст. 7, 10, 11); Санитарно-Эпидемиологических норм СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и сооружениях» в части обеспечения требуемых параметров естественного освещения помещений, исключения загрязнения воздуха. Исследуемый объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку при его возведении соблюдены требования предъявляемые к прочности и надежности строительных конструкций. Исследуемый жилой дом не нарушит права и законные интересы других граждан, при наличии согласия собственников соседних земельных участков.
Суд пришел к выводу о том, что спорный объект не обладает всеми признаками самовольной постройки, в связи с чем требования Департамента городского имущества города Москвы к Козлову А.Ю. о признании постройки самовольными и приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования не подлежат удовлетворению.
Так же суд отказывает Козлову А. Ю. в удовлетворении требований к Департаменту городского имущества города Москвы о предоставлении срока для приведения самовольной постройки жилого дома в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки, поскольку согласно заключению эксперта жилой дом не нарушит права и законные интересы других граждан, при наличии согласия собственников соседних земельных участков. Указанное согласие от собственников соседних земельных участков в материалы дела представлено, в связи с чем оснований для приведения жилого дома в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента городского имущества города Москвы к Козлову А.Ю. о признании постройки самовольными и приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Козлова А.Ю. к Департаменту городского имущества города Москвы о предоставлении срока для приведения самовольной постройки жилого дома в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законом и с параметрами установленными правилами землепользования и застройки, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░. ░.